Траурные украшения известны с 16 века, однако изначально они относились к более широкой категории «memento mori» - напоминание о смерти: к примеру, мемориальные кольца с именем покойного или медальоны с изображением черепов или кладбищенских сцен - эмблематикой бренности.
С 17 века появился целый ряд траурных аксессуаров – например, веера из черного крепа. После казни английского короля Карла в 1649 году среди его сторонников стали популярны мемориальные украшения с портретом монарха-мученика. Но настоящий расцвет траурные украшения переживают в 19 веке в эпоху викторианства: регламентируются все детали в зависимости от степени траура, а также материалы - украшения изготовляли из черных гранатов, турмалинов и хризоберилла, черного бисера и стекляруса. В Англии особо рекомендовалось носить гагаты - после того, как королева Виктория появилась в украшениях из гагата во время траура по принцу Альберту, все ее подданные тоже стали носить украшения из гагата. Между тем, гагаты добывали из британского месторождения в Уитби: это классика протекционистской политики.
Особо стоит выделить траурные волосяные украшения. В США и в викторианской Англии траурный этикет позволял вдовам носить украшения из волос покойного. Плетение разнообразных украшений из волос известно с 16 века, но наибольшее распространение оно получило в последней трети 18 и на протяжении 19 столетия. Медальоны с волосами умершего служили сентиментальной меморией. Переплетенные пряди на оборотной стороне миниатюры символизировали чувства близких людей, супругов или родителя и ребенка.
«Без сентиментальных браслетов, изготовленных из волос, сейчас невозможно обойтись", – писали в викторианском женском журнале в 1844 г. Этот вид домашнего досуга был настолько популярен, что издавались многочисленные руководства по изготовлению волосяных изделий, и для этой цели продавались специальные рабочие столики. Примечательно, что на обложке одного из таких викторианских руководств изображен мужчина, занимающийся плетением из волос. Сложные замысловатые скручивания и сплетения требовали специальных инструментов.
Среди траурных украшений из волос можно видеть серьги, бусы, браслеты, брошки, подвески, колье, шейные цепочки, ремешки для часов. Оправой нередко служили драгоценные металлы - серебро и золото. Художник Пискарев в повести Гоголя «Невский проспект» восклицает: «Как хороша рука ее, стиснутая волосяным браслетом!». Из волос также делали настенные картины и целые панно, которые служили для украшения интерьера.
С 1780 по 1820 годы переплетенные пряди волос нередко размещали на оборотной стороне портретной миниатюры. Под стекло вставлялись завитки или отдельные пряди волос. Очень любопытны редкие украшения «Глаз любимого» (Lover’s eye) - миниатюрные портретные изображения глаза. Жемчужины изображают слезы. «Глаз любимого» обычно фигурирует в центре брошки, колье, браслета или на кольце, и порой комбинируется с волосяными украшениями.
Коллекции волосяных украшений есть во многих музеях мира. На современного зрителя они порой производят жутковатое впечатление, однако люди 19 века явно воспринимали их по-другому. Для них это была драгоценная возможность вспомнить любимого человека, талисман, мемория.