Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Когда древние греки стали воспринимать мифы как сказки?

ОбществоИстория+6
Василий Леонов
  ·   · 10,9 K
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат истори...  · 10 нояб 2015  ·
dies_civilis

Миф, как известно, это своеобразная плоскость восприятия окружающего мира, особая, динамично развивающаяся реальность. Как только миф записывается, он приобретает законченную форму, перестает развиваться и становится уже не мифом, - перед нами набор поучительных или развлекательных exempla. Стоит понимать, что имеющиеся в нашем распоряжении древнегреческие мифы - это такие записанные древнегреческими мифографами exempla, собранные и сотканные из различных, часто противоречивых, источников.

На себя всегда обращает внимание тот факт, что древнегреческие мифы имеют множество вариаций и пестрят большим количеством деталей. Однако, опираясь на труд Павсания, мы можем понять, что изначально различные варианты мифов развивались в разных областях, затем они были зафиксированы в письменной традиции. Затем к мифам приложили руку художественные авторы. Сначала Гесиод попытался упорядочить мифологию, в результате чего должен был примирить множество нестыкующихся версий. Затем свою лепту внесли художественные авторы: драматурги, используя сюжеты мифов, уже зафиксированные в письменной традиции, обращались с ними вольно для создания большего драматического эффекта. Таков пример жестокой Медеи, которая вошла в мировую литературу в образе, созданном драматургом Еврипидом. Т.е. некие обожествленные силы со временем персонифицируются и входят в художественную литературу, что неизбежно ведет к их упрощению и подчинению образов законам литературных жанров. Работу завершили поздние мифографы, пытавшиеся собрать все сведения и упоминания из письменных источников и сплести некое пестрое повествование: когда все эти олимпийские боги вступают в связи, ссорятся, присутствуют одновременно в множестве мест и даже имеют свои места захоронения (!). Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении мифы - это уже сказки, а не тексты религиозного назначения.

Отвечая на вопрос, надо датировать конец мифологического сознания началом философии. Уже во фрагментах Фалеса проскальзывает иная трактовка божественного, у натурфилософов она развивается активно, а у классических философов (e.g. Платона) открыто звучит идея о том, что боги, изображаемые в записанных мифах, это просто сказочные персонажи. Однако здесь мы можем говорить о представлениях интеллектуальной элиты. Сознание широких масс населения нам известно плохо, при этом не стоит забывать и о существовании государственных культов официально почитаемых богов (та же Афина в Афинах).

Писатель, философ, специалист по истории и...  · 6 нояб 2020  ·
hellenistics
Ироничное отношение к богам мы замечаем уже в «Илиаде»; религиозный человек никогда бы так не посмел шутить над битвой богов, как делает это Гомер, который записан не позднее IX-VIII веков. Дальше — больше: один из первых... Читать далее
«Эллинистика»: всё об античной истории и культуреПерейти на vk.com/hellenistics tg.me/hellenistics
Presqiuge онлайн бизнес и брендиг консалтинг...  · 8 нояб 2020  · presqiuge.ru
Отвечает
Igor Petrenko
Для того, чтобы ответить на вопрос «Когда древние греки стали воспринимать мифы как сказки?» Нужно понимать, что древние греки (Αρχαίοι Έλληνες) не воспринимали, то, что сегодня называют мифами и сказками, как мифы и сказки... Читать далее
Отвали со своим описанием, яндекскью.  · 9 нояб 2020
Позволю ироничное замечание, что никогда. Отдельные интеллектуалы, философы догадывались, что богов нет, но основной массе было без разницы. Основные элементы культов античности и эллинизма (это когда синкретизм с религией... Читать далее
Арт-директор  · 4 нояб 2016
С одной стороны, миф – изначально "отделен" от окружающей реальности. События любого мифа происходят в некоем "мифологическом" времени, "времени снов", "давным-давно". И, соответственно, можно сказать, что к мифу люди сразу же... Читать далее

Миф – не сказка. Миф отождествляет мечту с реальностью. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был и есть - вне сомнений.