Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Когда будут открыты границы Центральной Азии?

Откроют ли границы государства Центральной Азии этим летом?

Политология+4
Рустам Сулейманов
  ·   · 4,8 K
Ежемесячное издание, посвященное проблемам...  · 18 мая 2020  · interaffairs.ru

В этом регионе не было никаких реальных границ, пока он не стал принадлежать огромной Российской империи. Когда был создан Советский Союз, Среднюю Азии разделили на довольно бессистемные образования. Киргизская и Туркестанская АССР в это время входили в состав России, Хорезм и Бухара были отдельными союзными республиками. Киргизы считались подгруппой казахов.

В 1924 году Советское правительство начало попытки создания союзных республик на основе главных этнических групп, назвав этот процесс национально-территориальным разграничением. Были выделены основные национальности: казахи, киргизы, таджики, туркмены и узбеки.

Плодородная Ферганская долина оказалась поделена между несколькими советскими республиками, но сделано это было не очень умело. Тогда не особо заботились о точности. Уполномоченные просто ездили верхом по горам и пытались провести границы, основываясь на том, кто где живет. Это вызвало проблемы, потому что ферганцы очень похожи друг на друга, и куда меньше похожи на соседние народы. Например, несмотря на то, что Сох является узбекским районом в Кыргызстане, он преимущественно населен таджиками.

Следует оговориться, что эта часть Азии всегда была чрезвычайно пестрой. Различные этнические группы жили рядом друг с другом. Империи и королевства древности никогда не заботились об этнической принадлежности. Люди в них селились, где хотели. Так было во всех государствах, начиная с империи Тамерлана и заканчивая Советским Союзом.

Проблемы начались с распадом СССР. Независимые государства региона стали проводить свою национальную политику. Проблема границ в Центральной Азии встала с особой остротой и не находила своего решения почти 30 лет. С начала 1990-х пограничные конфликты с человеческими жертвами вспыхивали постоянно. Причинами этого были бедность, перенаселенность, нехватка земли, дефицит воды, общие этнические, религиозные и культурные различия, наркотрафик, деятельность исламистов.

В наибольшей степени это коснулось Ферганской долины, где сталкиваются интересы трех государств: Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В долине находится несколько анклавов и эксклавов, т.е. территорий, принадлежащих одному государству, но окруженных землями другого или других. Всего их восемь: Барак (киргизский эксклав в Узбекистане); Чон-Гара (узбекский эксклав в Кыргызстане); Халмион (узбекский эксклав в Кыргызстане); Шахимардан (узбекский эксклав в Кыргызстане); Сох (узбекский эксклав в Кыргызстане); Кайрагач (таджикский эксклав в Кыргызстане); Сарван (таджикский эксклав в Узбекистане); Ворух (таджикский эксклав в Кыргызстане). Наличие таких непростых пограничных пазлов приводило к спорам и конфликтам.

Сейчас уже можно говорить о том, что главные трудности в решении кризисных проблем с границами позади. Так, первыми смогли договориться казахи с туркменами. Тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения о демаркации границы в январе 2018 года. Процесс делимитации и последующей демаркации границы протяженностью 458 километров длился почти 17 лет.

Еще год спустя, в январе 2019 года, был окончательно ратифицирован договор о государственной границе Киргизии и Казахстана. Переговоры Астаны с Бишкеком продолжались с 1999 года. Протяженность пограничной линии составила 1257 километров.

Чуть менее успешно, но достаточно активно идет процесс демаркации протянувшейся на 2351 километр границы между Казахстаном и Узбекистаном. Завершение длящихся уже 16 лет переговоров не за горами — граница давно делимитирована, а вопросы спорных территорий были закрыты. Трудности остаются лишь на участках, проходящих через высохшую часть Аральского моря.

В январе Ташкент и Душанбе завершили процесс демаркации границ, в апреле был согласован график полевых работ. С учетом того, что другие проблемы в отношениях двух стран не решены, нельзя сказать, когда границы будут установлены окончательно, но то, что уже смогли согласовать Узбекистан и Таджикистан, — это большой прогресс.

На границе Узбекистана с Киргизией все выглядит не менее оптимистично, хотя спор этих двух стран более принципиален: Ташкент контролирует пахотные земли, но не имеет доступа к необходимым для их орошения водохранилищам. У Бишкека прямо противоположная проблема. В августе стороны отчитались об успешном согласовании 92 процентов 1378-километровой границы. Неописанными остались лишь десять участков, но и там переговорный процесс также продолжается.

В сентябре 2019 года в регионе произошел исторический прорыв: государства договорились о взаимовыгодном и равноценном обмене территориями. Стороны передадут друг другу по 413 гектаров земли. В перспективе этот прецедент может стать фундаментом для решения остальных территориальных споров в Ферганской долине.

К сожалению, ситуация на границе Таджикистана и Киргизии по-прежнему выглядит тревожной. Объяснить это можно спецификой Ферганской долины: ее небольшой площадью с большим количеством людей трех разных национальностей, вынужденных сосуществовать в условиях нищеты и нехватки ресурсов. Плюс к этому организованная преступность и исламисты.

И всё же, можно считать, что свет в конце тоннеля появился, и границы в Центральной Азии в скором времени будут работать в нормальном режиме.