В 1988 году на советские экраны вышел фильм Рашида Нугманова "Игла" с Виктором Цоем в главной роли. Фильм набрал бешеную популярность, став культовым и пересматриваемым по сей день, а Виктор Цой отметился в сердцах многих граждан не только как музыкант, но и как талантливый актер.
Мне хотелось бы рассказать о некоторых интересных моментах этого кино.
1. "Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги"
Эту фразу говорит главный герой Моро своему задолжавшему товарищу Спартаку, напрасно пытающемуся скрыться от долгов среди труб элеваторной. "На трубе сидишь ты", добавляет он, намекая, что должок пора вернуть.
Смотревшие фильм "Хороший, плохой, злой" могут счесть, что эта фраза - своеобразная переделка реплики "Люди делятся на два сорта — на тех, у кого револьвер заряжен, и тех, кто копает. Ты копаешь". На деле же слова про трубы и деньги являются чистым экспромтом режиссера Рашида Нугманова, и родилась эта реплика прямо во время съемок.
2. "У меня нет совести, есть только нервы"
А это уже - слова Спартака. И вот они-то являются цитатой и отсылкой к "Сталкеру" Тарковского. Актер Баширов, исполнивший роль должника Спартака, вспомнил эту фразу и воплотил ее в фильм в обход сценария, прямо в момент съемки. Режиссеру реплика понравилась, и ее оставили в итоговом варианте.
3. Игла и Beatles
Рашид Нугманов вставил в фильм три момента, связанные с легендарной группой "Beatles". Заметить их практически невозможно, и, скорее всего, вставлены они были в первую очередь "для души".
Факт 1, зрительный: когда Моро приходит искать Спартака в парк, на одной из стен бассейна можно заметить надпись Beatles. Ее частично заслоняет один из стоящей там компании (кстати, племянник Рашида), но юноша покачивается, и надпись можно заметить.
Факт 2, звуковой: свист, которым подзывают Спартака, чтобы напоить того кефиром. Это - мелодия песни "From Me To You". Как говорил Нугманов, "он стал условным свистом нашего двора в Алма-Ате еще в моем детстве, в 60-х годах. Тут я и отдал дань детству и неосуществленному фильму "Король Брода" о тех временах, который мечтал снять с Цоем"
Факт 3, звуковой: это уже заметить было никак нельзя, только знать. Эпизод, в котором Дина возвращается к наркотикам. Пришедший домой Моро видит ее, сидящую на кухне и медитирующую на лампу после сделанного укола. В момент открывания двери Моро слышится тягучий и низкий звук, наполняющий кухню. Это измененная музыка "Beatles". Процитирую режиссера еще раз:
Я взял "Revolution 9" с Белого Альбома и попросил Андрюшу Влазнева пустить ленту в обратном направлении и замедлить скорость воспроизведения. Почему в обратную сторону? Потому что ходили слухи, что в этой композиции Битлы записали фрагменты задом наперед с какими-то потаёнными месседжами – вот и захотелось послушать их. А поскольку мне нужен был низкий басовый звук, я попросил Андрея замедлить скорость. И тут – ба! Понял, что именно это утробное урчание мне и нужно для сцены "прихода".
4. Музыка фильма и недовольство Виктора Цоя
В "Игле" можно услышать музыку группы "Кино", экспромты Виктора Цоя, редкие записи Муслима Магомаева, перевертыша от Битлз, упомянутого выше. Песня "Звезда по имени Солнце" была написана специально для фильма. К слову, музыкант был мало чего недоволен в работе с Рашидом, но две причины все-таки нашлись: Цой хотел, чтобы в фильме звучало больше рок-музыки. И очень не нравилось ему излишнее хамство своего героя в больнице, при встрече с Диной. Виктор неоднократно просил убрать этот эпизод, но, как и в случае с количеством рок-музыки, Нугманов был непоколебим.
5. Танец на лестничной клетке
Получив наркотики от Моро и захлопнутую дверь перед носом, герой Петра Мамонова Артур спускается по лестнице, и, озаренный пришедшей в голову идеей, исполняет короткий своеобразный танец прямо в подъезде.
Нугманов просил актера сымпровизировать танец, но у Мамонова дело не шло. Никак не мог он непринужденно протанцевать эти несколько секунд. Тогда в дело вступил Цой, предложив подыграть актеру в прямом смысле слова.
Лидер группы "Кино" уселся на лестнице этажом выше и заиграл придуманную на ходу мелодию, под которую у Мамонова тут же получилось отлично станцевать. К слову, эта мелодия, просто перезаписанная, и звучит фоном при данной сцене.
6. Как Цой играл вслепую
В какой-то момент Моро обзаводится очками с зеркальными стеклами, неосторожно выроненными Спартаком. Они почему-то становятся матовыми в сцене в больнице, однако к моменту с рестораном зеркальность возвращается на место.
Дело в том, что сцена в ресторане снималась раньше, чем эпизод в больнице. И во время съемок в ельнике очки были разбиты. Находчивые ребята заклеили их фольгой, но зеркальность (равно как и возможность в них видеть) была утеряна. Так что в больнице Виктор Цой играл вслепую, ориентируясь только на звук.
7. Экспромт в фильме
По настоянию Рашида Нугманова, большое количество сцен было сыграно с импровизацией. Учитывая, что режиссер (сам будучи на момент съемок лишь студентом ВГИКа) набирал на все роли непрофессиональных актеров, получилось интересное сочетание.
Импровизацией, как говорилось выше, был танец Мамонова, исполненный под такую же импровизацию Цоя, сидящего этажом выше. Монолог Спартака был так же чистым порывом актера - и в фильм вошел первый дубль с тем же звуком, так как впоследствии Баширов не мог повторить экспрессии ни в повторных сценах, ни в дубляже.
Многие диалоги были также не по сценарию - так, например, в сцене в ельнике (после драки в ресторане) Спартак, подойдя к Моро вплотную и задрав голову, грозно вопрошает "а кто ты такой? Кто ты?". Если приглядеться, видно, что Моро с трудом сдерживает смех. Цой не знал, что именно скажет ему Баширов, и едва удержал лицо. Последовавшая за этим истерика Спартака, в которой он хватает Моро за грудки и трясет, также не входила в сценарий. Сценарий, к слову, в принципе не вручался ни одному из актеров, так что доля импровизации в сценах близилась к крайне высокому проценту. Рашид Нугманов доносил общую идею и смысл, актеры же во многом вели своих персонажей сами.
8. Настоящие наркоманы
Это короткий, но интересный факт: в сцене драки Моро были задействованы реальные наркоманы. Как позже скажет режиссер, "для достоверности".
Фильм снимался на пленку, и, согласно правилам, все неиспользованные материалы были уничтожены после года хранения. К большому сожалению ценителей - возможно, просмотрев не попавшие в фильм кадры, можно было бы узнать больше о героях и их характерах.