Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кейптаун, один из самых крупных городов ЮАР, может остаться без воды. Как так получилось?

ВодаАфрика+3
Olga Zeveleva
  ·   · 5,1 K
Первый
Сlimate System Analysis Group (CSAG; www.csag.uct...  · 21 февр 2018

В январе власти Кейптауна объявили, что город близится к полному отключению водоснабжения. День отключения назвали "нулевым днем" (Day Zero). Примерную дату нулевого дня уже несколько раз передвигали, и на этой неделе объявили, что он настанет на несколько месяцев позже, чем ожидали - в июле этого года. 

Почему передвинули дату нулевого дня? Прогнозировали, например, более интенсивное потребление воды в земледелии, но потребление в этом секторе оказалось ниже прогнозов. Также у нас прошли небольшие дожди вопреки прогнозам, но это мало повлияло на ситуацию. Есть вероятность, что власти передвинут прогноз нулевого дня на более ранний срок, но мне кажется, что уже вероятность скорого наступления этого дня сильно упала. Посмотрим, что будет с дождями в 2018 году. В опасности и другие города ЮАР, как Порт-Элизабет, Дурбан и Мапуту. За развитием ситуации надо пристально следить.

Почему мы оказались в такой ситуации? Важно в этом вопросе не путать кризис водоснабжения Кейптауна и засуху в районе зимней дождевой зоны ЮАР (Winter Rainfall Zone, WRZ), где находятся источники воды и дамбы Кейптауна. Конечно же, засуха и кризис водоснабжения связаны между собой. Но исследователи сейчас изучают этот вопрос с точки зрения долгосрочных и краткосрочных климатических данных, и я расскажу в своем ответе на вопрос об этом.

Кейптаун находится в небольшом регионе на юго-западе ЮАР, у нас климат похож на средиземноморский. Большую часть дождей приносят холодные воздушные фронты, которые тянутся на север с Антарктического океана и движутся над зимней дождевой зоной в южном полушарии зимой (то есть примерно в апреле-октябре, так как это южное полушарие). С весны 2014 (в южном полушарии это в августе-октябре), а этой зоне было меньше дождей, чем обычно. И в среднем в каждый из дождливых дней было меньше осадков (согласно. Agricultural Research Council (ARC), Umlindi newsletter и нашей работе в Climate System Analysis Group, CSAG, University of Capetown). Исследователи считают, что это произошло из-за менее интенсивных фронтальных систем с меньшим количеством осадков. 

Это не очень необычно, периоды засухи иногда тянутся годами, а иногда мы наоборот испытываем дождливые десятилетия. Такие квази-циклы приводили к засухам на 11 лет (1926-1936), и к целым дождливым десятилетиям (1890-е, 1970-е, 2000-е). Бывает много разных типов засухи, которые на карте выглядят по-разному (о разных типах засухи можно почитать тут), и поэтому их сравнивать не так просто, но в целом можно сказать что период с октября 2016 по сентябрь 2017 (можно его посмотреть на карте) был самым сухим за 100 лет. Гидрометеобюро ЮАР пишет, что 2017 год был самым сухим по региону Кейптауна и его дамб. 2016 год на 14-м месте по сухости, а 2015 год - на втором. Исследователь Петр Вольски из нашего центра подтверждает эти оценки, и пишет что в итоге период 2015-2017 был самым сухим для района дамб с 1930-х годов. Такие сухие периоды в природе обычно могут случаться раз в несколько сотен лет.

Тут нужно поставить ключевой вопрос: привело ли глобальное потепление к этой засухе? Это очень сложный вопрос. Многие политики в ЮАР, в том числе мер Кейптауна, премьер, и вице-президент, говорят, что абсолютно "ясно", что засуха в ЮАР - это следствие глобального потепления. Действительно, разные модели указывают на то, что в южном полушарии станет суше в средиземноморских климатических зонах, и мы уже это видим на юге и на юго-западе Австралии. Если посмотреть на спутниковые снимки последних сорока лет, становится понятно, что в зимней дождевой зоне ЮАР стало значительно суше. Но если посмотреть на более длительную перспективу (а это сложнее), то мы увидим, что большая часть этой зоны на самом деле стала менее сухой. И мы можем сделать вывод, что последняя засуха - это часть долгосрочных естественных циклов. Но если посмотреть на горный регион, откуда вода поступает в дамбы, мы видим другие тенденции: даже в долгосрочной перспективе в горах стало суше. Мы не знаем, почему в разных местах зоны разные тенденции, и мы не знаем даже, важно ли на это обращать внимание. Так что на самом деле мы точно не можем сказать, насколько глобальное потепление действительно привело к засухе этого года, и нужны для этого специальные исследования.

Все усложняется тем, что есть не-климатические факторы, которые могут усиливать кризисы водоснабжения. Например, потребление воды в земледелии и в домохозяйствах растут в периоды отсутствия дождей, как это было в первое лето засухи в 2014-2015, до введения ограничений на потребление воды. Сейчас мы потребляем в два раза меньше воды, чем было в то лето. И после начала засухи мы два лета потребляли воду как обычно, или чуть больше. По разным данным, потребление воды выросло в Кейптауне совсем немного с 2000 года, отчасти из-за государственных программ по понижению потребления. С 2002 года инженерные консультанты говорили, что городу нужны дополнительные источники воды, чтобы обеспечить водой расширяющийся город, и поэтому в 2009 году построили дамбу. Но другие города тоже пользуются этой дамбой, и при этом увеличивалось потребление в земледелии, и консультанты сказали, что до 2020 нужны опять новые источники. Работать над новыми источниками начали только под конец 2017. В результате, разные уровни государства и разные политические партии теперь обвиняются в кризисе водоснабжения, а также обвиняются фермеры, жители, метеорологи, исследователи, бедные люди, и урбанизация. В этой статье представлена неплохая дискуссия обвинений, но их описания ситуации фермеров все же односторонняя. Недавняя статья Петра Вольски тоже посвящена разным факторам, которые связаны с кризисом.

Что мы можем сказать на текущий момент? Резюмирую:

  • Засуха очень серьезная.
  • Засуха длится уже более трех лет.
  • Мы не можем сказать, что засуха является прямым последствием глобального потепления.
  • Есть политические, социальные, инфраструктурные компоненты кризиса водоснабжения, и они очень сложные.
  • Кейптаун - не уникальный город, такие факторы риска есть и в других городах.
  • Текущий кризис - это напоминание о том, что мы зависим от естественных осадков, и они во многих регионах меняются из-за глобального потепления.
Студентка ИСАА МГУ, африканист  · 2 февр 2018
Причина банальная - засуха. Да, к засухам стране не привыкать, так как ЮАР - 30 страна в мире по засушливости, но засуха в этом году сильнейшая за столетие, водохранилища уже почти опустели. Другая причина приближения нулевого... Читать далее
Запарилась ты. Я вот в бароне сижу приходи пиши в директор (ссылка удалена) у меня тут Хенни вс 0,5 Джеки два по 1... Читать дальше