Все исследования и вся работа с космосом делятся на две части.
Первая — прикладные работы, имеющие практический смысл, — связь, спутниковая навигация, применение в обороне, дистанционное зондирование Земли. Все они в целом окупаемы, даже если их оплачивает государство. Та же метеорология: мы получаем прогноз бесплатно с помощью космических аппаратов, но за это кто-то платит, что выгодно, ведь лучше знать погоду, которая нас ожидает.
Вторая часть — фундаментальная, она крайне затратна: исследование планет, пилотируемые полеты, космические телескопы для наблюдения за Вселенной. В этом направлении деятельности многое определяется теми суммами, которые государство и народ в целом готовы направлять на разработки, будучи уверенными, что прибыли это не принесет и даже не окупится..
Относительно наиболее перспективных исследований на текущий момент объективно сказать нельзя, потому что интерес и необходимость, которыми руководствуются при определении программ финансирования, — очень субъективные показатели. Мне, например, интереснее всего исследование планет Солнечной Системы. Около каждой планеты, включая Плутон, побывали космические аппараты. Каждая планета — новый мир, в котором много всего интересного. Кого-то интересует астрофизика, теория происхождения нашей Вселенной, космология. Кому-то интересны пилотируемые программы. Все очень субъективно и сказать, что перспективно и интересно, а что — нет, нельзя.
В фундаментальной области субъективизм становится центральным элементом. Например, заинтересованность Марсом, обусловленная разными причинами, привела к вложению солидных сумм разными государствами в его исследование. Другое «крыло», например, интересуется исследованиями дальнего космоса. В связи с ограниченностью финансовых средств они становятся конкурентами, на основе чего и рождаются споры в научном сообществе. Решение о вложении средств в одно из направлений исследований всегда субъективно: нет общего представления или закона о перспективности и важности направлений, а значит, и глобальный тренд выделить сложно.