Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каковы проблемы современного химического образования в России и способы их решения?

ОбразованиеХимия
Андрей Близнин
  ·   · 1,3 K
Лучший
Химия, нанотехнологии, радиоактивность. Учёный.  · 12 нояб 2021
Проблемы среднего химического образования:
1. Уровень преподавателя по химии низкий: преподаватель не в состоянии решать некоторые виды задач, а так же не умеет подавать материал последовательно, со всеми логическими связями.
Решение: допускать к преподаванию в школах преподавателей высшей школы без бюрократических ограничений, повышать престиж педагогических ВУЗов для того, чтобы в них поступали более умные абитуриенты.
2. Бюрократизация процесса преподавания: преподаватель должен не научить, не отчитать материал, отчитаться о факте проведения урока.
Решение: подбирать мотивированных высококвалифицированных преподавателей (но это мечты).
3. Формирование у школьников мнения о "нужных" и "ненужных" предметах.
Решение: насаждать в школах идею, что "все предметы важны на том уровне, на котором они преподаются в школе, они формируют целостную картину мира и позволяют по окончании школы осознанно выбирать свой дальнейший путь".
4. Недостаточное количество и качество практических занятий.
Решение: увеличить количество и сложность практических занятий, это потребует дополнительных расходов на реактивы и оборудование.
5. Цифровизация химических экспериментов: в последнее время вместо реальных экспериментов всё чаще предлагаются виртуальные, либо просто просмотр видео - это не способно дать учащемуся навык работы с реактивами и оборудованием и дать полное представление о реальном процессе.
Решение: ограничить цифровизацию химического образования электронными тестированиями. Практические занятия оставить реальными.
Проблемы высшего химического образования:
1. Отсутствие современного оборудования в студенческих практикумах не позволяет студентам получать современные знания по химии.
Решение: закупать современное оборудование для практикумов (но это мечты).
2. Цифровизация практикумов - аналогично школьной проблеме.
3. Низкая зарплата молодых специалистов объясняет высокий средний возраст преподавателей. Хорошие молодые специалисты не идут работать в ВУЗы. Как следствие, уменьшается количество преподавателей, а также медленно падает средний уровень преподавания, потому что хорошие специалисты предпочитают более высокооплачиваемую работу.
Решение: поднимать не средние, а фактические щарплаты преподавателей - особенно молодых - с контролем распределения ставок, чтобы при повышении зарплаты по ставке эту ставку не "резали" на несколько человек.
4. Невозможность совмещения работы и учёбы. Химическое образование является трудным и требует больших внутренних ресурсов человека и времени. При этом стипендии в Москве едва хватает на оплату проезда, на оплату общежития обычно уже не хватает. Для выживания студентам приходится искать подработки, которые задействуют значительные ресурсы студента. Студент не может уделить должное внимание учёбе, его успеваемость и качество полученных знаний падает.
Решение: увеличение стипендии до 15.000 рублей по сегодняшним расценкам (сужу только по Москве) позволит студентам хотя бы обеспечивать себя адекватным питанием и предметами первой необходимости без потребности в подработках.
5. Резкое расхождение позиций ректората и профессорско-преподавательского состава в понимании функции университета химического направления. Ректорат считает, что университет должен приносить прибыль, преподаватели считают, что университет должен давать знания и навыки и выпускать специалистов. Правда на стороне преподавателей, потому что выпуск специалистов - основная функция учебного заведения, однако, с руководством спорить бесполезно и опасно. ВУЗ в принципе не должен производить доход. Он должен выпускать специалистов, которые будут создавать доход на предприятиях, а, значит, и в государстве.
Решение: вернуть систему выбора ректората ВУЗа внутренним советом ВУЗа. Предпочтительно, чтобы потенциальный ректор занимал позицию профессора в данном ВУЗе на протяжении определённого времени и активно занимался преподавательской и научной деятельностью в данном ВУЗе. Тогда с большой вероятностью руководство университета будет действовать в интересах большинства сотрудников университета, а, значит, обеспечит нормальное выполнение университетом своей основной функции.
6. Туманные перспективы выпускников ВУЗов.
Решение: вернуть систему распределения, по которой выпускник ВУЗа мог бы быть направлен на работу на определённое предприятие, с определённым уровнем зарплаты (гарантированно хорошим), в регионе по месту прописки или в регионе ВУЗа, но только если не нашёл работу по специальности сам на протяжении 0,5-1 года после окончания университета. То есть, почти как "целевое направление", только немного более свободное.
Химия, преподаватель, репетитор  · 14 окт 2021
На мой взгляд, основная проблема - отсутствие наглядности и практики в школах. Нельзя химию пояснять по облезлым страницам учебника, ее нужно видеть, трогать, ощущать. В школы закупаются компьютеры, интерактивные доски, прочая... Читать далее
1 эксперт согласен
Нет ответа..Я не химик.Не могу судить.Хотя моя внучка успешный инженер -химик,закончила Менделеевский ,два годарпботала на комбинате,сейчас жиает в Москве и работает какой-то фирме совмместеной с иномтранцами.
Ученый, писатель, преподаватель  · 18 окт 2021
Проблемы химического образования были заложены еще в СССР. Химиков не учили фундаментальным основам строения вещества начиная с ядра, нейтронов, протонов, электронов (а может и глубже). То есть, надо параллельно изучать и... Читать далее
1 эксперт не согласен
Школьников на химии ещё со времён СССР учили строению ядра. В 10-11 классах на химии в обязательном порядке... Читать дальше