Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каковы основные отличия в структуре сознания у людей, исповедующих монотеизм и язычество ?

РелигияПоболтать+3
Er_Sherz
  ·   · 3,2 K
Кинолог и язычник  · 30 янв 2022
Давайте начнём с определения терминов, чтобы лучше понимать друг друга.
Вероятно имеются в виду отличия политеизма и монотеизма. Ведь у монотеизма и язычества нет противопоставления, язычество вполне может быть монотеистичным.
При этом нужно указать отличия с точки зрения конкретного человека, его сознания и взгляда на мир. Давайте попробуем выделить самое очевидное и понятное:
1) Единство и множество. С позиции монотеизма всё на свете так или иначе восходит к некоему единству. Всё сотворил один бог, человечество восходит к одному человеку, единая вселенная является, единые законы для всех и так далее. Вот мне, как политеисту, саму эту концепцию себе вообразить трудно. Что где-то есть нечто единое и принципиально неповторимое, не имеющее аналогов.
С позиции мышления политеиста всё на свете, это множество. Есть наша земля, но есть множество других планет. Есть наша вселенная, и предполагается множество иных. Есть наша страна - есть много других стран. Есть бога, и их много, бесконечное количество. Это действительно отличие в структуре сознания, которое не позволит монотеистам понят политеистов и наоборот.
2) Выбора нет, или есть выбор. Первый пункт приводит нас неминуемо ко второму. С позиции монотеистичного сознания толком никакого выбора нет. Бог один, и совершенно любые религии воспринимаются как попытки познать этого одного бога. Часто монотеизм говорит, что даже политеизм - это попытка познания единого бога через его множественность, потому как у них множество богов тоже не может уложиться в голове. Да, у них там есть пространство для манёвра, между православием, католицизмом, исламом, протестантизмом и ещё миллиардом ответвлений. Однако это всё воспринимается как выбор более правильного почитания одного и того же бога, то есть по сути как такового выбора и нет. Как мне говорил один протестант - для него нет никакой проблемы посетить православную церковь, ведь они там всё равно обращаются к тому же богу.
В политеизме боги принципиально разные, выбирая культ того или иного бога в рамках одного пантеона ты выбираешь совершенно разные пути, которые тебя приведут к разному финалу. Взять каких-нибудь римских Марса и Эроса - это настолько разные культы, и, как следствие, настолько разные религии, что никакое отличие ислама и православия тут рядом не стоит. Хотя Марс и Эрос - части одной религии, казалось бы.
3) Всемогущество. Это тоже очень важное отличие. Ведь единый бог всесилен, всё знает, всё умеет и в силах совершить абсолютно что угодно. Этот вопрос до сих пор занимает верующих, особенно на бытовом уровне. Заметить это легко даже на данном сервисе. Если посетить тему "Религия" половина вопросов будет из разряда: "Если бог всемогущий почему он не искоренит зло?", "Если бог заранее определил судьбу каждого человека - зачем нужна эта фикция с раем, адом и страшным судом?", "Если бог дал человеку свободу воли, значит он не может влиять на жизнь человека - зачем ему молиться?" и в таком духе. Это не мои вопросы, это то, что я читаю на сервисе уже много лет, эти вопросы появляются буквально ежемесячно.
В политеизме богов много, среди них нет всемогущего, и даже самого сильного, чаще всего, нет. Более того, при определённых обстоятельствах человек может быть сильнее бога. Но чаще боги всё же могущественнее людей. Этот взгляд, на то что боги сильнее, но могут не всё, меняет и полностью отношение к богам. Да, они могут помочь, а могут и не помочь. Молиться им нужно, ведь если проблема в их силах, они помогут её решить. Они не определяют жизнь человека, но могут помогать. И в зависимости от проблемы следует обращаться в разные инстанции.
Из этих трёх глобальных отличий можно уже выводить все остальные. Но общий вектор, думаю, понятен.
Тут я пишу всякое про собак и людейПерейти на t.me/znaetpes
1 эксперт согласен
http://samlib.ru/o/ognejarx/ и https://www.ar...  · 8 окт 2021
Я бы выделил, как минимум, несколько точек: 1) наличие/отсутствие непререкаемых авторитетов - так как христианская церковь наместник бога на земле и проводник его воли, то авторитет её недосягаем (для тех же кто активно считает... Читать далее
Краеугольным камнем монотеизма является непреодолимое для обычного смертного, познание Божественной Сути по... Читать дальше
Миро(в)творец.   · 8 окт 2021
Думаю, вряд ли существует общепризнанное мнение по данному вопросу. Тем более научное, т.к. не существует общепризнанного научного представления о самом сознании. Отвечу исходя из своих собственных представлений о сознании и... Читать далее
Актёр, журналист, педагог, психолог-гипнолог,...  · 16 окт 2021
Принципиально - никаких. И те, и другие верят в наличие высшего разума, что не противоречит и науке (ноосфера, коллективное бессознательное и т.п.). Но если "язычество" предполагает наличие отдельных, но равноценных "покровителе... Читать далее
Филолог по образованию, историк по знанию...  · 15 окт 2021
Ведизм, как разновидность язычества, имеет и уровень религии, и уровень ведания. Между религиозными системами, основанными на вере в образы и догмы, нет принципиальной разницы. Разница только в терминах и образах. И те, и... Читать далее
Надежда Музыка, преподаватель, культуролог...  · 17 окт 2021
Не отношусь к религиоведу, но постараюсь ответить в соответствии с жизненной практикой.Для иудеев, христиан, мусульман Бог един.Язычники поклоняются разным духам: духам гор, воды, леса, ветра, огня...Им приносят жертвоприношения... Читать далее
православный МП, инженер  · 9 окт 2021
Различия радикальные. В практике мы видим, что христианская цивилизация запускает корабли в космос, а язычники все так же пляшут у костра и ждут ветра, чтобы наесться бананов. Разница обусловлена следующим: В единобожии... Читать далее
Это всё звенья одной цепи. Обозначим два фактора: бог имманентен к миру (младший разряд кода) и бог трансцендентен... Читать дальше
Редактор философской литературы. Круг моих...  · 15 окт 2021
Мне импонирует подход о. Александра Меня, высказанный им в его семитомной истории религии. Отец Александр выразил сомнение в корректности принципального отличия язычества от монотеизма. Да, они отличаются в том смысле, что... Читать далее