Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каковы долгосрочные перспективы существования человечества?

БудущееЧеловечество
Ничей Ничьё
  ·   · 2,0 K
Разбираюсь в темах - политология, социология...  · 5 сент 2021
Я не буду описывать всё (для этого надо написать книгу, времени на это нет - выйду на пенсию - напишу), но кое-что могу сказать прямо сейчас. Если речь идёт о существовании человечества, то для того, чтобы продолжить существовать хотя бы в ХХIII-XXIV вв. ему надо будет срочно начать решать следующие проблемы (разделю их на группы)
1. Экологические проблемы. Главных две:
а) Вымирание живых видов и сокращение поверхности почв. По статистике каждые 15 минут на Земле погибает 1 живой вид организмов, а количество т.н. badlands - почв, не подлежащих рекультивации, составляет 13%. Большая часть этих почв расположена в т.н. "старых сельскохозяйственных регионах" - Ближний Восток и Северная Африка. Если человечество не найдет способ не истреблять живые виды и как-то повысить восстанавливаемость почв, то века через 2-3 продовольственный кризис сможет его полностью уничтожить.
б) Сокращение ресурсной базы. В настоящее время человечеству осталось (если считать с 2000 года) ок. 250 лет при нынешних темпах роста потребления минеральных ресурсов коры Земли до полного исчерпания минерально-ресурсной базы. Примерно в 2250-2300 году наступит ресурсный кризис, если человечество не найдет других ресурсов до этого времени неизбежна необратимая деградация до состояния первобытности.
2. Этнодемографические проблемы. Демографические "ножницы", "Север" и "Юг" Население развитых стран находится в режиме "низкая рождаемость - низкая смертность". В некоторых развитых странах происходит даже падение численности коренного населения, в других стагнация воспроизводства с низким приростом. С другой стороны в странах глубокой периферии население находится в рамках модели "высокая рождаемость - снижающаяся смертность". "Лишнее" население, которому нечего есть, не вымирает, а мигрирует из стран "Юга" в страны "Севера". Это создает в развитых странах постоянную этническую напряженность, этнические анклавы, рост правого экстремизма в развитых странах, рост радикализма и терроризма в анклавах. В итоге это может решиться двумя путями (при существующем мировом устройстве): а) приходом к власти на Западе крайне правых правительств и полным закрытием (изоляцией) стран от миграции, б) постепенным выравниванием моделей и перехода всего человечества в модель "низкая рождаемость-низкая смертность", причем второй вариант более вероятен. Это значит, что уже через 1.5-2 века мир столкнётся с проблемой мирового старения или "поколенческих ножниц", которую ему придётся решать.
3. Научно-технические проблемы. Они разделяются на две логические части:
а) проблема использования технологически опасных производств и проблема ОМП (оружия массового поражения). Говоря о проблеме технологически опасных производств, надо отметить, что только проблема АЭС вызвала к жизни огромное количество изменений (в том числе переход на новые виды энергии). Но в целом эта проблема продолжает существовать, пересекаясь с другой - проблемой ОМП. В настоящее время человечество накопило столько ОМП разных видов, что может уничтожить само себя на планете Земля ок. 8 раз. При этом проблема не решается, а международная конфликтность возрастает. Уже в ХХI или нач. ХХII века человечество либо откажется от ОМП и перейдет на более безопасные методы производства, либо столкнётся с мировой ОМП-войной, которая может привести если не к вымиранию человечества, то к деградации инфраструктуры и возвращению на уровень ХIX-нач. ХХ века по технологическому развитию, либо с серией техногенных катастроф, массовых пандемий, химических заражений почв. Этот кризис можно назвать "военно-технологическим" и он практически неизбежен.
б) проблема конфликта научного метода и науки как социального института. Эта проблема состоит в том, что научный метод как таковой не определяет возможное развитие науки. Он лишь является надежным инструментом в познании мира. Собственно наука и состоит из "научного метода" (познавательного аппарата и накопленных знаний" и "науки как социального института" - то есть совокупности людей, которые ставят цели перед научным методом, задают вектор развития науки. До сих пор целями науки как социального института было благо человечества (а правительства и властные элиты пытались разве что сдерживать ученых "не пускать" их исследовать отдельные проблемы), но растущая коммерциализация науки, постепенное выделение выдающихся ученых в особую "касту экспертов" - все это создает риск взятия всей мировой науки и научного развития под контроль властных и элитарных групп. Пока что этому сопротивляется только относительная автономия научного сообщества и выработанная столетиями научная этика. Однако, так не может продолжаться вечно. Либо ученые будут системно сопротивляться этому процессу, либо через 1-2 столетия мы увидим науку в виде глобального надсмотрщика в технотронной антиутопии с глобальной элитой в виде хозяина. Ведь любая группа, которая получит в свои руки полный контроль над научным развитием, сможет так или иначе поставить всё человечество на колени (т.к. вся мощь научного знания станет недоступна широким массам людей и доступна только заказчику). Это можно назвать "глобальным кризисом научного сообщества" и он также неизбежен.
4. Социально-экономические проблемы.
а) Глобальное мировое неравенство.
Главной из социально-экономических проблем сегодня является проблема глобального неравенства. Эта проблема всегда существовала, особенно обострившись после колонизации европейскими государствами большей части мировой территории, но и после деколонизации остаётся одной из важнейших. Технологическая отсталость и долговая зависимость "третьего мира" от "первого" поражают воображение. И количество долгов растёт, т.к. возникает порочный круг: страны третьего мира оказываются не способны конкурировать на мировом рынке с развитыми - вследствие этого у них развиваются только с/x и легкая промышленность - мировая торговля требует возрастающего количества средств, но даже успешно продав все свои товары на мировой рынок, нельзя получить за них адекватного вознаграждения - страны третьего мира берут кредиты, чтобы развивать свой аграрный и промышленный сектор, который нуждается в поддержке - кредиты нужно отдавать - отсюда деградация промышленности и c/х - отсюда еще большая закредитованность и т.д. Это все усугубляется политическими кризисами, когда на фоне технологической отсталости и нищеты к власти приходят популисты и элита популистов и коррупционеров еще и грабит население, уменьшая и так скудные ресурсы (и попутно ворует кредиты, которые не доходят до истощенной промышленности). "Первый мир" знает о проблемах "третьего", но решать ему их не выгодно, т.к. в рамках действующей социально-экономической модели только безумец станет помогать конкурентам. Напротив, страны первого мира только ужесточают налоговое бремя, старые кредиты частично списываются, но новые выдаются под бОльшие проценты. В итоге человечеству предстоит столкнутся через 2-3 века с глобальным социальным кризисом, в ходе которого или будет изменена текущая социально-экономическая модель, или же развитые страны окончательно станут недосягаемы для третьего мира, неким "сверхчеловечеством", которое настолько превзойдет остальное по всем параметрам, что сможет вернутся к прямому диктату и насилию над миром как в колониальные времена (и даже хуже).
б) Безальтернативность соц.-экономич. развития. В результате того, что капитализм в ХХ веке добился победы над социалистическим блоком и распространил своё влияние на бывшие социалистические страны, а по сути социалистическими остались только Куба и Сев. Корея (обе страны подвергаются экономическим санкциям со стороны кап. стран), то возникла беспрецедентная ситуация - безальтернативность мирового развития. Если ранее в мире всегда было большое количество путей развития социума, то же в ХХ веке после 1945 года эти варианты сокращаются до 2х, а в 1991 году остаётся только один. Сама по себе безальтернативность развития ставит вопрос о бенефициаре. Если есть только одна линейка, одна иерархия развития, то сразу же страны, которые находятся на вершине этой иерархии получают колоссальные бонусы, беспрецедентные в мировой истории. И это ставит перед нами т.н. проблему однополярного мира, которую мы наблюдаем уже сейчас. Уже сейчас в мире мы видим "пирамиду", на самом верху которой находятся США (как мировой гегемон и лидер капиталистического мира), чуть ниже располагаются ЕС и Япония - два мощных конкурента США по темпам роста, далее идут остальные страны "полупериферии" - это промышленные или сырьевые гиганты и региональные лидеры (Россия, Бразилия, Иран, Индия, Австралия, и проч.) а ниже - "страны периферии" (Ангола, Ирак, Сирия, Колумбия и проч.). Вся эта пирамида из стран "центра" (США, ЕС, Китай, Япония), "полупериферии" (см. выше) и "периферии" логически стремится к улучшению своего положения. При этом пока что мировой гегемон успешно избавляется от своих конкурентов, ставя под контроль полупериферию и укрепляя свою власть над периферией. Конкуренцию мировой системе капитализма "извне" бросает только Китай, который хотя и выбрал капитализм, но с сильной левой и протекционистской компонентой. В итоге либо США смогут добится поставленых целей и тогда мир перейдет из "однополярного" в мир "глобальный", с центром в виде "мирового правительства", либо возникнет новая биполярность (но предпосылок ко второму варианту развития я вижу мало). Нерешаемая проблема однополярного мира логически ведет мир к диктатуре одной страны или одной глобальной элиты. и этот кризис будет разрешен так или иначе уже в кон. ХХI-нач.ХХIIв.
5. Проблема хроноисторического целеполагания или глобально-политическая проблема. Тут меня мало кто поймет, но исследовавший эту проблему логик и социолог А.А, Зиновьев (уже покойный) и ныне живущий аналитик С.Е. Кургинян этой проблемой занимались. Второй пытался её упрощать временами в пропагандистских целях. Но упрощать её нельзя. при упрощении она деградирует в примитивную конспирологию. Итак, начнём. Сама проблема начинает возникать только с ростом научного знания в ХIX-нач. ХХ века, когда возникают первые проекты мирового развития. Суть "проектного подхода" в том, что он применяет целеполагание в рамках истории (хроноисторическое целеполагание) на основе научных знаний и научного метода, а не произвольных фантазий (как это происходит у многочисленных утопистов, фантастов, авторов "альтернативной истории"). Создатель (или создатели) исторического проекта в течении десятилетий анализируют объективные социоисторические закономерности развития человечества и на их основе создают программу действий, которая с приходом их к власти превращается в проект по изменению социально-исторической действительности. Но проблемы для авторов проектов на этом не заканчиваются. Мало создать проект, надо еще мониторить его и управлять им. А на это научных знаний и технологий в ХIX и нач. ХХ века не хватало. Поэтому первые проекты - "советский" и "фашистский" (названия условные) получились "краткосрочными". В рамках фашизма и нацизма произошёл провал, т.к. его создатели слишком полагались на псевдонаучную расовую теорию и на военную мощь. В рамках советского социализма произошло то, что проект вышел из под контроля его создателей, а "проектная система" или КПСС стала заниматься вместо стратегического управления поддержанием своей власти над госаппаратом. Все усилия уходили на внутриполитическую грызню, привилегии и проч. ерунду, а социально-экономическая, да и политическая жизнь в СССР стала стихийной. И СССР рухнул. Но вторая генерация проектов была успешной, т.к. в 30-60-е годы произошла НТР в социальных науках и возникли новые технологии "мягкой силы" и "скрытого управления". Тогда же, в 50-60-е годы на Западе складывается "третий или неолиберальный проект". Первоначально цель его была скромной - "всего лишь" сдерживать СССР. Постепенно, по мере развития проекта цель поменялась на "победить СССР", а после 1991 г. превратилась в "подчинить себе весь мир". Как мы видим целеполагание в проекте второй генерации стало во-первых, гибким. Вместо глобальной цели - "вперед к коммунизму", был выбран пошаговый метод (ставим одну реалистичную цель, исходя из расчета ресурсов и знаний, потом вторую, потом третью). Кроме того, были созданы многочисленные инструменты проекта, т.н. "мыслительные центры" (think tanks)., а также мощная сеть спецслужб. Как вы понимаете, проект создавался в США, но быстро был распространён на Зап. Европу и Японию (элиты которых не хотели, чтобы у них СССР отнял собственность и власть). Постепенно сам проект стал незаменимым инструментом стратегического планирования. Даже президенты США, приходя к власти, получали от экспертов проекта готовые рекомендации и радостно их исполняли (делая поправки на свою политическую программу). Вся элита западных стран относилась к проекту как к любимому "дитя", а "дитя" росло. И после 1991 года встал вопрос - что делать дальше. Коммунизм и СССР были успешно дискредитированы в мировом масштабе (к реальным ошибкам, преступлениям и провалам были прибавлены и распространены через мировые СМИ сотни и тысячи фальшивок). Фашизм и нацизм дискредитировали себя еще раньше. Неолиберальный проект вроде бы восторжествовал в мире, ведь одновременно с его воплощением возникла глобальная система капитализма. Вот тогда и произошло то, что А.А. Зиновьев назвал "эволюционный перелом". Проект стал воздействовать на сами исторические закономерности, менять их вектор. До этого никому в мировой истории это не удавалось. С. Е. Кургинян назвал это "сменой принципа Истории на принцип Игры". Силы и ресурсы, задействованные в проекте, поменяли в умах масс реальные события на виртуальные. Мировые СМИ стали обрабатывать массы множеством маловажных событий, в море которых тонули действительно важные. Интернет только добавил к информационному шуму. Реальные проблемы - бедность, безработица, нарушение прав, агрессивный милитаризм и ксенофобия были отброшены в сторону. Главными проблемами стали проблемы ... отдельной личности - проблемы сексуальной ориентации, бытового комфорта, гендерной идентичности, семейных ценностей, абортов... А то, кто кого вдруг стали бомбить - так это "ради защиты мира и демократии". "Игра" вместо "Истории", частные проблемы меньшинств, вместо проблем масс. Если тренд продолжится, то человечество даже и не заметит перехода к мировой диктатуре. Эту проблему часто называют "информационной проблемой", "мягкой силой", но это не так. Проблема в самом "проекте" и силах, которые за ним стоят (а за ним стоит элита "мирового гегемона"). Тем, кто захочет вернуть "Историю" обратно придётся воевать с "принципом Игры". Системно, с опорой на знания и технологии, а не болтологией.
6. Проблема деградации религиозной сферы. Многие не видят в этой проблеме ничего плохого, а зря. Деградация религии выражается в возникновении кучи религиозных сект, религиозной эклектике, возникновении тоталитарных религиозных организаций (с контролем сознания адептов). Не буду говорить о причинах, но следующий этап деградации - появление агрессивных харизматических радикальных религиозных течений - уже наступил (см. ИГИЛ). Пока только в исламе. Но в будущем в рамках любой крупной религии. Это грозит человечеству "религиозными войнами" и "религиозным террором".
Вывод: так вот пока проблемы не решены (а часть вообще не осознается), ни каком будущем существовании человечества не идёт речи. Если все кризисы "ударят" по человечеству одновременно, то его численность сократится в 10-15 раз, а выжившие пройдут через такой ад и хаос, что о нас, своих предках, будут вспоминать только матом (если вообще будут). Единственное будущее человечества - это решение каждой из проблем. Причем быстрое - в течении максимум 2-3 веков. Времени почти нет.
Образование - химфак МГУ; фармакокинетика...  · 16 июл 2021
Как бы осторожно не прогнозировать, всё равно реальность не будет совпадать с прогнозом. Но пофантазирую. Мне видится две магистрали развития. 1. Качества, вредящие человечеству, приписываемый Будде, по-прежнему широко шагают... Читать далее
Есть ещё третий сценарий: Бог вмешается и наведёт порядок, поскольку второй сценарий невозможен в принципе.... Читать дальше
Химик по образованию. С детства интересуюсь...  · 14 июл 2021  · leokrut.com
Смотря, что считать долгосрочным прогнозом. Основной сценарий будущего человечества это следующие этапы: - Кризис недостатка ресурсов настолько тяжёлый, что без сокращения численности Земли до величины около 1 миллиарда он не... Читать далее
Леонид СахаровПерейти на leokrut.com
Я знаю много и давно живу. "Простой инженер".  · 14 июл 2021
Почитал я предыдущие ответы и слегка удивился. С такими настроениями надо не прививки от ковида делать, а заворачиваться в простынь и тихо ползти на кладбище. :) У человечества - отличное, великолепное будущее, по крайней мере... Читать далее
"Ресурсов на планете - завались" - интересно сколько осталось неосвоенной плодородной земли? Один процент от всей... Читать дальше