В отношении Базарова к любви отразилась мировоззренческая позиция самого Тургенева. Он был противником отношений, идущих от рациональных философствований, и считал любовь иррациональной стихией, способной изменить не только жизнь человека, но и самого человека.
Евгений Базаров – нигилист, отрицающий общепринятые нормы, авторитеты, общечеловеческие ценности, в том числе любовь и преклонение перед женщиной. «Считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни». Любовь он называет «белибердой» и «непростительной дурью», а Павла Петровича резко осуждает за то, что тот «раскис» из-за трагической любви. Он утверждает: «… человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец».
Базаров - естествоиспытатель, врач, материалист. "Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения, -"говорит он.
Через год после публикации романа, в 1863 году выйдет в свет статья «Элементы мысли» И.М. Сеченова, который в числе многих считается прототипом Базарова. В статье находим пояснения тому, о каких именно отношениях идёт речь: «В любви к женщине есть инстинктивная сторона – половое стремление.» Похожую мысль высказывал и В.П. Боткин, сосед Ивана Сергеевича по имению, с кем он был близко знаком и дружен. Василий Петрович, старший брат всемирно известного физиолога, тоже врач и физиолог, утверждал, что мужчин и женщин притягивает друг к другу инстинкт размножения.
Но вернёмся к Базарову. «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? - говорит он Аркадию, - Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Базаров не допускает мысли, что между мужчиной и женщиной возможна духовная связь, с его точки зрения, интерес к женщине может быть только анатомическим: «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».
Всё переменилось со встречи с Анной Сергеевной Одинцовой. Заметив её, Базаров в свойственной ему грубоватой манере небрежно бросает: «Это что за фигура? … На остальных баб не похожа.» Соглашаясь на визит к Одинцовой после бала у губернатора, он ещё не изменяет себе: «У ней такие плечи, каких я не видывал давно…» или «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит эта особа…» Но когда Аркадий стал представлять его Анне Сергеевне, нигилист сконфузился, «ему стало досадно»: «Вот тебе раз! Бабы испугался!»
Вначале он ещё пытается анализировать себя, своё состояние, поступки. В первый день приезда к Одинцовой, рассматривая альбомы, он замечает: «Какой я смирненький стал». Пятнадцать дней в Никольском совершенно его изменили, он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Рассеянность, «выражение его лица, …весёлое и даже ласковое», чувство, которое он замечает в себе по отношению к хозяйке усадьбы, его мучали и бесили. Он перестаёт себя анализировать и контролировать. Во время разговора с Одинцовой, открывая окно, он толкает его так сильно, что оно распахивается со стуком, руки его дрожат. Перед объяснением, следуя за Одинцовой в кабинет, этот уверенный в себе человек не поднимает глаз и только слухом ловит «тонкий свист и шелест скользившего перед ним шёлкового платья». Во время объяснения он «задыхался…всё тело его трепетало… в нём билась сильная и тяжёлая страсть…»
Совсем недавно нигилист Базаров заявлял: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку, а нельзя – ну не надо, отвернись – земля не клином сошлась» Но отвернуться от Одинцовой у него не было сил. «Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительная, изменилась». Рассеянность, углублённость в свои мысли, невнимательность ко всему, что происходит вне его переживаний, и становятся причиной его заражения и смерти. Последняя встреча Базарова с Одинцовой романтична, наполнена высочайшей поэзией. Умирая, он просит любимую женщину о поцелуе: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Как видим, на протяжении романа отношение Базарова к любви меняется, перед нами будто два человека. Один (в начале романа) – убеждённый материалист и нигилист, отрицающий духовную природу любви, являющийся противником романтических чувств; другой (в конце произведения) – страстно и одухотворённо любящий человек, испытавший на себе подлинное таинство этого высокого чувства.