Какого Караваджо творится на картине? 😲
При просмотре картины «Юдифь и Олоферн» итальянского художника Микеланджело да Караваджо испытываешь особое трагическое ощущение жизни. Согласно библейской легенде, Олоферн выдающийся полководец армии ассирийского царя Навуходоносора, вторгся в Иудею. Победа была близка, в осаждённом городе Ветилуя у жителей не осталось ни воды, ни хлеба, царила паника.
Красивая, целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь решила сама спасти свой город и осажденных в нём людей. Одевшись в богатые одежды, вместе со служанкой прекрасная дева пустилась в стан врага. Улыбаясь и очаровывая воинов, она говорила, что идёт к великому полководцу Олоферну, чтобы поприветствовать его и вручить дары. Олоферн, при виде Юдифь, воспылал к ней любовью. Отпустив всех слуг, проведя вечер в беседе и пиршестве увлечённый полководец быстро уснул.
Помолившись Юдифь схватила опьяненного Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом в шею. Брызнула кровь, и решительная Юдифь обезглавила Олоферна без сожаления. Вернувшись в родной город, она достала из свёртка голову грозного полководца и показала её всем. Обрадованные горожане восславляли Юдифь за мужественный подвиг, а вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.
Интересно, что большинство художников изображали Юдифь, уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Художник был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Предположительно моделью для Юдифь послужила любовница Караваджо - Маддалена Антоньетти.
“Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову”.
Эрих Мари Ремарк