На морских судах применяются следующие системы пожаротушения.
Водяные системы пожаротушения.
Несмотря на общий принцип действия - охлаждение горящей поверхности водой, конструктивно системы подразделяются на водопожарную, спринклерную, водораспыления, водяных завес и орошения.
Водопожарная система.
Ее наличие является обязательным на всех самоходных судах с двигателем мощностью более 75 кВт для тушения пожаров в жилых, служебных, грузовых помещениях. Эта система выполняется по кольцевой или, реже, линейной схеме и используется также для подачи забортной воды на судовые нужды. Основными элементами системы являются кингстоны, клинкеты и клапаны, насосы, трубопроводы, пожарные рожки и рукава, пожарные стволы.
Спринклерная система служит для автоматического тушения пожара в жилых и служебных помещениях раздробленной струей воды, подаваемой в помещение через автоматически открывающиеся спринклеры - насадки, распыляющие воду.
Система водораспыления устраивается для тушения пожаров В машинно-котельном отделении (МКО) и в емкостях моторного топлива, мазута и смазочного масла. Выполняется система в виде кольцевых магистралей из медных труб, располагающихся ярусами через 5 м по высоте помещения, на которых через каждые 1,2... 1,5 м устанавливаются водораспылители, обеспечивающие получение водяной пыли с большой поверхностью охлаждения. Кроме того, вода при испарении создает изолирующую паровоздушную подушку в районе очага пожара, что уменьшает содержание кислорода и обеспечивает прекращение горения. Вода в систему подается от водопожарной магистрали из двух независимых трубопроводов.
Система водяных завес широкое применение находит для защиты проемов коридоров и водонепроницаемых дверей, не имеющих противопожарной изоляции. Ее используют также для защиты открытых палуб паромов и трейлерных судов, перевозящих автомобильную технику, заправленную топливом. В этой системе применяются водораспределители щелевого типа, создающие сплошную водяную завесу, препятствующую распространению пламени и охлаждающую корпусные конструкции судна.
Система орошения служит для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и призвана обеспечить безопасную эвакуацию людей во время пожара. Кроме того, она используется для тушения пожаров в хранилищах (крюйт-камерах) легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ на ледоколах и экспедиционных судах. В этом случае система орошения начинает автоматически подавать воду через водораспылители при превышении температуры 30 °С. И если работа системы не приводит к снижению температуры, то прибегают к затоплению помещения через систему орошения или через магистраль водопожарной системы.
Система паротушения.
Система паротушения применяется для тушения пожаров в грузовых танках нефтеналивных судов, цистернах жидкого топлива, фонарных, малярных и других подобных помещениях.
Принцип тушения - создание атмосферы, не поддерживающей горения. Это достигается заполнением помещения насыщенным паром под давлением 0,6...0,8 МПа. Для этого паропроизводительность котла должна обеспечивать подачу 1,33 кг/час пара на 1 м3 наибольшего из охраняемых помещений. Пар по независимой магистрали подводится к коллектору станции паротушения и от него по отросткам подается в верхнюю часть цистерн и танков топлива. Во всех остальных помещениях отростки выводятся на высоту около 1м от палубы.
Магистраль изготавливается из стальных бесшовных труб с бронзовой или стальной арматурой. Диаметры отростков обычно равны 15... 25 мм, а их количество в охраняемых помещениях от 1 до 4.
Эта система отличается простотой конструкции и эксплуатации, а также невысокой стоимостью.
Ее недостатки - опасность для жизни людей, возможность порчи груза и оборудования. Для возможности питания системы с берега или с другого судна от коллектора станции отводится патрубок с бронзовым запорным клапаном.
Система пенотушения
Этой системой оборудуются грузовые помещения нефтетанкеров, топливные и масляные цистерны, МКО.
Принцип работы системы - изоляция горящей поверхности от кислорода воздуха слоем пены, представляющей собой ячеисто-пленочную структуру, образованную пузырьками газа, разделенными тонкими пленками жидкости. Благодаря малой плотности огнегасительная пена удерживается на поверхности любых нефтепродуктов.
Из недостатков этого способа тушения, пена обладает большой вязкостью, что затрудняет ее движение по трубам и они забиваются.
Система объемного газового тушения.
Система объемного газового тушения является одной из наиболее эффективных противопожарных систем и применяется в закрытых грузовых помещениях, МКО, фонарных, малярных.
В установках с газовым огнетушащим веществом (ГОТВ) реализуется объемный способ тушения пожаров, основанный на эффекте ингибирования, разбавления.
Хладоны, применяемые в системах объемного газового тушения в настоящее время, такие как хладон 125, 227еа, ФК-5-1-12, обладают низкой токсичностью, вдыхание паров хладона в течение нескольких минут не приведет к нарушению жизнедеятельности. К тому же, поскольку хладоны не вытесняют кислород (как делают сжатые газы, разбавляющие атмосферу), они не приводят к удушью находящихся в помещении людей. Именно эти свойства ГОТВ обуславливают их применение в помещениях с возможным присутствием людей.
Хладоны являются диэлектриками, поэтому не наносят вреда электронному оборудованию и являются оптимальным ГОТВ для тушения пожаров в помещениях с дорогостоящей электроникой (IT оборудование, радиоэлектронная аппаратура и т.п.)
Хладоны безопасны для окружающей среды, то есть, выделяясь в атмосферу, они не разрушают озоновый слой. Его молекулы не содержат брома и хлора. Таким образом, они не оказывают каких-либо воздействий на атмосферу.
Система углекислотного тушения
Принцип действия этой системы - заполнение охраняемого помещения углекислым газом, не поддерживающим горения.
Система применяется для тушения пожаров в МКО, грузовых помещениях сухогрузных судов, багажных помещениях, малярных, фонарных. Следует отметить, что углекислотная система опасна для жизни людей в случаях наличия утечек газа через неплотности в трубопроводах и арматуре.