К настоящему моменту фонд национального благосостояния и прочие резервные фонды сложились и функционируют не столько как институты развития страны, сколько как ресурс поддержки действующей власти. Поэтому когда резервные фонды иссякнут, это приведёт не к уменьшению возможностей развития страны, а к сокращению финансового потенциала властей. Иными словами, последствия будут носить прежде всего политический, а не экономический характер. Однако долгосрочные последствия могут оказаться более всеобъемлющими, поскольку будут направлены на ослабление легитимности ключевого института всей институциональной системы общественной жизни страны – президентуры. Из теории институционального анализа хорошо известно, что бывает с комплексами институтов, зависящими от одного ключевого института (или даже институционального элемента), который в определённый момент начинает деградировать (например, из-за ослабления легитимность). Таким образом, исчерпание фонда национального благосостояния при неизменности основных компонентов общественной системы страны может привести к её коллапсу.
Здесь напрашивается аналогия с крушением СССР, но она не кажется верной. Помимо властей, которые и теперь ведут себя не разумно, в новой ситуации есть фактор, которого не было тогда: капиталистический интерес и связанная с ним способность к изменениям.
Исчерпание резервных фондов и выборы президента создают практически идеальное сочетание, обрекающее страну на крупномасштабную трансформацию. 2018 - Перестройка 2.0.