"Иди и смотри" (Элем Климов, 1985) — фильм невозможно страшный, он ужасает и потрясает, смотреть его чрезвычайно сложно, и тем не менее для меня он стоит на первом месте. Он вызывает реальный страх, слезы, сухость в горле и боль. Эта достоверность и гиперреализм достигались режиссером нарочно, начиная от использования боевых патронов и настоящих снарядов, которые, например, убивают корову, и до исполнения главной роли (белорусского мальчика, который вынужден пройти через все ужасы войны) непрофессиональным актером: Алексей Кравченко не играет в фильме, пленка фиксирует его настоящие переживания, его реакцию на реальный голод, окружающую тебя смерть (той же коровы), ситуацию, когда ты почти год не видишь маму — ее не пускали к молодому актеру. Все это пленка фиксирует настолько документально, что после выхода картины ходил слух, что мальчик после съемок сошел с ума (а режиссер повесился). В действительности такого мелодраматического финала не было, но эмоциональные и психологические срывы были у всей съемочной команды, а так же у зрителей. Всегда поднимали вопрос, нужно ли было снимать этот фильм и нужно ли его смотреть. На первый вопрос ответил соавтор сценария Алесь Адамович: «Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире». На второй отвечает само название фильма: императив "Иди и смотри" относится не только к каждому, кто был вынужден пройти, увидеть, пережить войну, но и ко всем, кто остался после них. Мы должны пойти и посмотреть этот фильм, самим пережить такой опыт человечества, как Вторая мировая война с ее голодом, страхом, ненавистью к немцам и Гитлеру, озверением, чтобы после всего пережитого тоже поставить перед собой вопрос, когда и в кого ты откажешься стрелять.
"20 дней без войны" (Алексей Герман-старший, 1976) — фильм совершенно противоположный первому. Здесь не показано ни одной военной сцены, а героя, советского военного корреспондента Лопатина, которого отправляют в отпуск в Ташкент, играет клоун (Юрий Никулин). Это не образцовый солдат-молодец, некий Василий Теркин, его даже нельзя назвать "главным героем". Человек возвращается в мирную жизнь, но не живет, а лишь как камера фиксирует происходящее в тылу: театры работают, на студии снимают кино по его военным очеркам (Лопатин — альтер-эго Константина Симонова, сценариста фильма), жена давно и с его согласия живет с другим мужчиной — надо подписать документы на развод, Новый год, поздравления в трамвае, в котором он едет с встреченной в поезде Ниной, Лия Ахеджакова получила от мужа с фронта часы, но не письмо... В этом многозвучье голос Лопатина начинает пробиваться только к середине фильма, когда он со съемок возвращается домой с Ниной. Вдруг оказывается, что этот фильм — о любви, а война здесь лишь в окружающем быте. Но и мы, и Лопатин понимаем это только после того, как двадцать дней любви остались позади, в Ташкенте. Лучший фильм о войне снят не о войне.
"Восхождение" (Лариса Шепитько, 1976) — путь двух партизан, один из которых — бойкий, сметливый, верный Рыбак, который в плену постепенно, по-чуть-чуть предаст своих, а второй — хилый интеллигент Сотников, который умрет, но не расскажет. Почти притчевая история о катастрофе, испытании, выборе, смерти — а значит, о жизни.
"Объяснение в любви" (Илья Авербах, 1977) — для меня это фильм о войне, хотя рассказывает он целую историю жизни, в которую война вплетена так же, как революция, молодость, работа. Из всей жизни в эту череду не входит только Зиночка, единственная любовь интеллигента "из бывших", который так и не сумел научиться бороться за ее любовь. Зиночка живет с Филиппком, но все время ищет талантливых и интересных, которые ее по-настоящему достойны. "Пьер Безухов 20 века" всю жизнь посвятил любви, не замечая ничего вокруг. Война — это для него лишь одна фраза: "Живут два человека, и вдруг он узнаёт, что она никогда его не любила. Как же так?! Ведь тогда всё бессмыслица!" Время в фильме распалось, жирный слой истории и судьбы людей — тоже. Осталось только одно признание в любви длинною в жизнь.
Нельзя забывать и про фильмы "Белорусский вокзал", "Иваново детство", "Проверка на дорогах", "Обыкновенный фашизм", "Летят журавли".
Брестская крепость.
Судьба человека.
Сталинград (1993)
Вообще фильмы смотрю очень редко, но из того что смотрел больше всего понравился ''Операция Валькирия'', про покушение на Гитлера и попытка госпереворота в Германии 20 июля 1944г.
«Иди и смотри» - фильм очень тяжёлый, но на мой взгляд, лучше всего описывает ужас, который пришлось пережить советскому народу в той войне и показывает почему мы и наши потомки должны помнить об этом.