Если речь идет об электрических обогревателях, то у всех нагревательных приборов КПД плюс/минус одинаковое: почти вся электрическая энергия преобразуется в тепловую. Поэтому самым экономичным можно считать не тот электрический обогреватель, что из 1 кВт электроэнергии дает 1,5 кВт тепла (законы физики еще никто не отменял), а тот что умеет так управлять мощностью нагрева, чтобы не допускать перегрева воздуха, и тратить ровно столько электроэнергии, чтобы поддерживать установленный комфортный уровень температуры. Ведь перегревы воздуха = лишний расход электроэнергии. Через эту призму давайте рассмотрим разные обогреватели. Они различаются по типам нагрева и физическому принципу создания тепла:
Инфракрасные обогреватели – это приборы, в которых нагрев осуществляется инфракрасной лампой. Их лучистая энергия мгновенно передает тепло людям и предметам в зоне обогревателя. Подходят для гаража, мастерской, кладовки, веранды - в зонах временного пребывания: включили и вам сразу тепло. Вышли из помещения – выключили. Нагревать жилое помещение таким обогревателем долго и некомфортно.
Тепловые пушки, тепловентиляторы – это быстрый временный обогрев какой-то жилой зоны. В качестве постоянного отопления частного дома не подходит: затраты на электроэнергию будут высокие. Масляные радиаторы – это тоже локальный временный обогрев, отапливать дом такими приборами довольно дорогое удовольствие. Про кварцевые обогреватели в Яндекс Кью много разного написано продавцами, это отдельная тема для другой публикации.
Самыми экономичными являются инверторные конвекторы. Это ряд моделей Ballu и Electrolux и еще у кого-то (можно посмотреть на Яндекс Маркет). На блоках управления у них маркировка «digital inverter».
Чтобы доходчивей объяснить принцип работы инверторного конвектора и природу экономичности, разберемся сначала, как работает обычный электрический конвектор любого производителя. Термостат измеряет текущую температуру и при достижении заданного значения, отключает питание нагревательного элемента. А когда температура воздуха понижается, термостат снова его включает. Важно: такой конвектор не умеет самостоятельно регулировать мощность нагрева: он работает только в двух режимах - или на установленную максимальную мощность, или отключен. Длительность и частота таких циклов вкл/выкл зависят от внешней температуры и от тепловых свойств помещения. Есть еще нюанс. Термостаты измеряют температуру отключения и включения с достаточно большой погрешностью. Т.е. такой конвектор сначала перегревает воздух, а после отключения позволяет температуре опуститься значительно ниже установленной, чтобы снова начать нагревать. Казалось бы проблема решается применением более чувствительного термостата. Но если сделать термостат высокочувствительным, без изменения принципа управления нагревом, прибор будет непрерывно включаться/выключаться с интервалом в несколько секунд и быстро выйдет из строя.
Теперь посмотрим, как работают инверторные конвекторы, на которых собрана отопительная система моего дома 120 кв м. Ballu серия: Evolution Transformer модель BEC/EVU с блоком управления BCT/EVU-2.5 I. Суть технологии в том, что электрическая мощность, подаваемая на нагревательный элемент инверторного конвектора, в отличие от обычного конвектора, изменяется не только в зависимости от текущего значения температуры, но и в зависимости от скорости изменения температуры. Т.е. в какой то момент времени блок управления инвертора, понимая как растет температура, дает команду нагревателю на уменьшение мощности нагрева. Чем ближе установленная температура, тем меньше подаваемая мощность на нагревательный элемент. При достижении заданной температуры конвектор работает на минимальной мощности, достаточной для компенсации текущих теплопотерь. В таком приборе используется высокоточный датчик, что позволяет точно фиксировать температуру, не допуская перегрева воздуха выше заданной. Таким образом, инверторный конвектор не только более комфортен, но и более экономичен, так как бережнее использует электрическую энергию для преобразования ее в тепловую.
Такая аналогия приходит в голову: представьте, что автомобиль – это конвектор, педаль газа – это мощность нагрева, педалью газа управляет «инверторный водитель». Впереди светофор и «инверторный водитель» плавно убирает ногу с газа (уменьшает мощность нагрева) и автомобиль подъезжает к стоп-линии практически на холостом ходу. А если автомобилем управляет "обычный водитель", то он жмет педаль газа на форсаже до самой стоп-линии, а в момент ее пересечения резко нажимает на тормоз, так что двигатель глохнет. И так на каждом светофоре. Какая езда комфортнее и где меньше расход топлива, если мощность двигателя одна и та же у двух водителей?
Если на графике, то примерно так:
Благодарю за ответ!