Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой художник Ренессанса больше других опередил своё время?

ИсторияИскусство и культура+1
jean-claude
  ·   · 3,4 K
историк культуры, искусствовед, сотрудник Государс...  · 6 янв 2016

Опережение своего времени - это категория, которая появилась довольно поздно. Сюда же относится и разного рода "новаторство".

В разговоре об эпохе Возрождения необходимо понимать, что это довольно длительный период. Был "проторенессанс", ярчайшей фигурой которого считается Джотто. Согласно общераспространённому мнению, именно ему принадлежит "изобретение" линейной перспективы, а также - композиции в том виде, в котором она просуществовала вплоть до 20 века. По поводу композиции сказать сложно, но вот перспективу скорее ввёл в употребление Филиппо Брунеллески, архитектор, от которого эта удобная и простая схема для создания иллюзии глубины пространства распространилась дальше.

Проторенессанс - это XIII-XIV века. Век XV-й - это так называемое "Кватроченто". Это эпоха Ботичелли, Перуджино, Фра Беато Анджелико, Фра Филиппо Липпи. Можно ли их назвать новаторами? Они, безусловно, пошли дальше предшественников. Но долгое время их искусство ценилось мало по сравнению с Высоким Возрождением, в первую очередь, по сравнению с Рафаэлем. Только в XIX веке, когда появился романтизм, "примитивы" (так называют искусство кватроченто) стали популярны. Именно к ним обращались, к примеру, такие общеизвестные последователи романтизма, как прерафаэлиты.

И хотя "примитивами" их назвали зря - они пусть и не владели мастерством Леонардо или Микеланджело, но всё же выполняли те художественные задачи, которые перед ними стояли - тем не менее, ещё дальше пошли художники Высокого Возрождения. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело.

Отдельно нужно сказать о венецианцах. Венецианская школа в искусстве Ренессанса занимает особое место. Во-первых, именно венецианцы первыми начали разрабатывать цветовые рефлексы, тонко изучать особенности цвета. И в этом они оказались новаторами.

Но пожалуй главное, чем мировое искусство обязано венецианской школе - это создание станковой картины, то есть такой, которая предназначена не для алтаря или крышки сундука, и не является монументальной фреской. Станковая картина - это та, которую можно повесить у себя дома, в своём палаццо например. И "отцом" станковой картины считается Джорджоне. Упомянуть следует также таких венецианцев, как Тициан, Лоренцо Лотто...

Если подвести итог, то "новаторов" достаточно много. Но ни про кого из художников Ренессанса нельзя сказать, как про "опередившего" своё время. Эпоха Барокко, пришедшая на смену Ренессансу, хотя в некоторых общих чертах и продолжала предшествовавшее искусство, всё-таки принципиально отличалась от Возрождения (о чём, кстати, можно прочитать в знаменитой книге Г. Вёльфлина "Основные понятия истории искусств").

Художники Ренессанса не опережали, но создавали своё время, искусство своего времени (в XIV, XV, XVI веках - разное), плюс - создавали те основы, на которых западноевропейское искусство держалось целых пять или шесть веков, вплоть до двадцатого столетия.

Первый
студент факультета истории НИУ ВШЭ  · 13 янв 2016
Соглашаясь с вышесказанным, хотелось бы добавить, что первым "новаторским" произведением для человека эпохи Кватроченто была "Троица" Мазаччо (Санта-Мария-Новелла, Флоренция), а первым художником, зафиксировавшим изменение в... Читать далее