Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой фактор стал решающим для римлян в переходе от язычества к христианству?

ОбществоИстория+3
Алексей Перцев
  ·   · 4,2 K
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат истори...  · 11 февр 2016  ·
dies_civilis

Позволю себе не согласиться ни с одним из ответов, особенно по Константину. И сам Константин, и его правительство провозгласили, а затем поддерживали политику веротерпимости. Совершенно верным было упоминание Миланского эдикта, который, как было в свою очередь замечено, признавал христианство одной из равноправных религий. Сам Константин крестился, ощущая приближение смерти, в продолжение всего своего правления он, будучи лицом публичным, олицетворял религиозный консенсус. Не стоит забывать его собственные слова: как-то он заметил епископам, что ощущает себя как епископа внешних дел церкви, т.е. имеет право вести внутри нее какой-то курс (что он и делал, выступая за ортодоксальное направление в противовес донатистам и арианам, а также занимаясь на досуге богословием). В этих его словах кроется глубокий смысл: император был великим понтификом, т.е. занимался вопросами культов в империи. Если христианство признавалось равноправной, наряду с прочими, религиями, то император, с точки зрения римского законодательства, имел право вмешиваться в дела церкви точно так же, как и в дела, скажем, культа Солнца Непобедимого. Это, собственно, Константин и делал: несмотря на созданный христианскими авторами образ созидателя христианской империи, Константин поддерживал и язычников. В Константинополе имелись языческие храмы и статуи богов, сам император изображался не только с крестом, но и в виде солярного божества и т.д. В этом смысле важно понимать, что Константин был не лицемер: после многолетних гражданских войн он водворил мир и порядок, что должно было выражаться в его идеологии и внутриполитических мероприятиях. Потому идея религиозного мира (!) была очень важна для него, как правителя государства; личные его симпатии обнаруживают скорее тяготение к христианству (не касаясь темы его видений, это подтверждается христианским воспитанием детей, паломничеством его матери, интересом к богословию). Таким образом, законодательство Константина не было решающим фактором. Законодательство Феодосия поставило христианство в привилегированное положение, и в этом смысле дало больше для победы христианства над язычеством. Однако сказать, что при Феодосии империя разом стала христианской нельзя, хотя именно правительство Феодосия законодательно запретило язычество в публичных и частных его проявлениях. Вплоть до Анастасия императоры по старой языческой традиции обожествлялись после смерти (и Константин, и даже Феодосий!). При Феодосии весьма влиятельна была языческая оппозиция, - ее позиции были столь основательны, что около 410 года Августин поручил Орозию составить историческое произведение, в котором следовало обосновать благотворное влияние христианства на исторический процесс. Но и в V веке мы встречаем язычников: это историки Олимпиодор (дипломат по роду занятий), Зосим (крупный финансовый чиновник). Таким образом, одномоментным перелом быть не мог, процесс перехода из одной религии в другую был долгим, растянутым на многие века (!), и реликты язычества мы встречаем еще и при Юстиниане. Стоит также отметить, что римская аристократия, в рамках оппозиционности императору и правительству, часто придерживалась языческих убеждений. Решающим же фактором победы христианства, по правде сказать, нужно считать саму суть христианского вероучения. Язычество, хотя и весьма влиятельное и в IV, и в V веках, все же находилось на стадии деградации и угасания: официальная римская религия уже задолго до того выродилась в набор обязательных процедур без всякого внутреннего содержания, мистические учения выглядели изрядно запутанными и не отвечали потребностям людей в условиях сложных времен. Христиане демонстрировали сплоченность, ясность и доступность, а также уделяли серьезное внимание прозелитизму.

1 эксперт согласен
Упомяну, что г-н Миролюбов является (одним из немногих в нашей стране, к слову) специалистом как раз по эпохе... Читать дальше
История, философия, беседы за жизнь  · 28 окт 2020
Сначала - методологическое замечание: в основе исторического развития человечества НИКОДА ни одна религия не имела фактор значимости своего превосходства в морали, этики или каких либо других духовных понятий. Потому что любая... Читать далее
PhD, senior scientist AI, неандерталец  · 1 февр 2016
А если говорить о факторе, который стал решающим для ВСЕХ римлян, то его звали Флавий Феодосий Август, он же Феодосий I Великий, который своими эдиктами и декретами 381-392 годов запретил на территории империи исповедание любых... Читать далее
Искусствовед, журналист  · 1 февр 2016
Имя этого фактора - Флавий Валерий Аврелий Константин, он же Константин I или Великий, он же святой равноапостольный царь Константин, принявший в 313 году Миланский эдикт, который признавал христианство, как одну из... Читать далее
Студент школы филологии НИУ ВШЭ  · 24 мар 2016
Ко всему вышесказанному стоит добавить, что еще с первого века множество римлян, причем и знатных тоже, принимают христианство, несмотря на всю опасность такого положения. Это связано с тем, что христианство стало первой... Читать далее