1) Осада Сингапура японцами в 1942 году. Эдакий Порт-Артур по британски. Сингапур был "Гибралтаром востока", укрепленнейшей крепостью - но только с моря. С севера, где была Британская Малакка, появления врага никто не ожидал. Узнав об этом, Черчилль был в ужасе: "Мне никогда ни на одну секунду не приходило в голову, так же как и сэру Джону Диллу, с которым я обсуждал этот вопрос во время поездки за границу, что горловина крепости Сингапур с её великолепным рвом шириной от полумили до мили не укреплена полностью от нападения с севера". Раньше, до реальной японской угрозы, Сингапур представлялся англичанам чуть ли не неуязвимым городом. Узнали об этом и японцы. Они решили рискнуть и взять Сингапур решительным неожиданным ударом с севера. Квартировалось там 85000 британских солдат. Японцы на штурм собрали 36000 человек.
После занятия британской Малакки, генерал Ямасита сразу же начал готовить высадку в Сингапуре. 8 февраля 1942 года японцы начали штурмовать предместья Сингапура, и за пару дней выдавили англичан почти со всех линий обороны и оттеснили в сам город. Однако нападение всё еще оставалось авантюрой: к примеру, показателен тот факт, что пролив между материком и Сингапуром многие японцы форсировали на обычных деревянных лодках. Высшее командование предупреждало генерала Ямаситу, штурмующего город, что его блеф закончится неудачей. Большая часть английских солдат еще была жива, имела запасы снарядов и численно превосходила японские войска почти втрое.
У японцев оставалось снарядов к артиллерии всего на несколько часов стрельбы, кончалось топливо. Коммуникации растянулись, и Ямасите советовали остановить бессмысленный штурм и отойти на реорганизацию. Японский штаб уже не верил в победу, но Ямасита напоследок еще раз пошел на блеф. Выкатив всю оставшуюся артиллерию на Сингапур, он приказал открыть ураганный огонь, будто у его артиллерии запас снарядов еще на долгие дни. Приказ "снарядов не жалеть" сработал. Очевидцы вспоминали, что улицы Сингапура были завалены трупами, а в уличные водостоки стекала кровь. Поддерживать обстрел подобной силы Ямасита мог еще от силы пару часов, но боевой дух защитников Сингапура был очень слаб. Недавно японцы заняли основной источник воды, и этот факт, вкупе с жестоким обстрелом, окончательно заставил отчаяться генерала Персиваля, командира сингапурского гарнизона. Он выслал парламентеров.
Ямасита сначала не поверил. Он решил, что англичане пытаются выиграть время переговорами, чтобы успеть укрепить оборону. Парламентерам он сказал вытащить на переговоры самого Персиваля, что переговоры будет вести он с ним.
Персиваль прибыл на переговоры вовремя, но Ямасито нарочно заставил ждать его час под тропическим Солнцем - для усиления психологического давления. Когда Персиваль наконец-то уселся за стол переговоров, Ямасито предложил простой выбор: или британцы капитулируют прямо сейчас, или японцы обстреливают их и морят жаждой, пока весь миллион человек в Сингапуре не погибнет. Персиваль просил подождать хотя бы день на обдумывание. Потом, после отказа, просил полдня. Ямасито был непреклонен - его устраивала только немедленная капитуляция. Даже если бы он прождал еще полдня, у его артиллерии бы закончились снаряды, и британцы бы осознали на какой блеф они клюнули.
Персиваль согласился и капитулировал. 80000 пленных, крупнейшая капитуляция в истории Британии.
2)Сражение под Кахамаркой, похожее на ацтекское завоевание Кортеса, но оно здесь уже было описано. Соотношение инки-испанцы было 45:1. В отличие от разгрома ацтеков, здесь индейцы даже не приняли завоевателей за богов. Испанцы имели кавалерию, аркебузы и были закованы в броню. Вызвав Атауальпу, вождя инков на "переговоры", они расстреляли его отряд из засады, смяли кавалерией телохранителей вождя и пленили Атауальпу. Деморализованные инки не смогли оказать никакого сопротивления. 2000 убитых, 5000 пленных. У испанцев 0-5 убитых.
3) Не совсем сражение, а череда сражений, но все же я бы отметил немецкий план "Блау" в 1942 году, и собственно Сталинградскую битву. Разгром РККА под Харьковов, 240 000 пленных, фронт на южном направлении абсолютно рухнул. Истощенная и неуправляемая РККА бежит, немцы берут города чуть ли не на марше, Сталин отдает приказ "Ни шагу назад". Немецкий налет на Сталинград за один день сравнивает его с землей, а против мощного удара Паулюса РККА может выставить разве что сборную солянку из штабистов, НКВДшников и немногочисленных уцелевших в городе солдат. Танки Клейста рвутся к Кавказу, флаг со свастикой над Эльбрусом, Майкоп взят силами шестидесяти диверсантов, Турция стягивает войска к советской границе и готовится подключиться к распилу Кавказа. Казалось бы, исход у такой катастрофы может быть один-единственный. В итоге для немцев Сталинград закончился мясорубкой, потерей гигантского количества опытной пехоты, котлом на 300 000 человек, бегством с Кавказа аж до Донбасса и еще кучкой мелких котлов для румын и иже с ними ("Малый Сатурн").
И дело даже не в чуде, а в ошибке Тухачевского, растянувшего фланги.