Год был богатым на политические события, но я бы главным назвал выборы в Госдуму. Это важное, мощное событие, потому что оно несобытие. Выборы в парламент прошли, а их никто не заметил. Было прекрасное зрелище, когда в ночь подсчета голосов все эти депутаты сидели на первом или втором канале у Соловьева, принимали поздравления. Идет подсчет голосов, а они сидят в студии, а не в своих предвыборных штабах, и так лениво дискутируют, как уставшие актеры после спектакля. Западная политическая традиция предусматривает, что ночь после выборов – главная в политическом цикле, когда люди не спят, обрывают телефоны, посылают летучие команды на участки, где есть подозрения в фальсификациях. Шум, гам, содом, а тут депутаты сидят спокойно общаются и не переживают.
Это несобытие очень расширяет наши границы возможного о политическом спектакле в России. Все мы знали, что это политический спектакль, но мало кто мог представить, что настолько. Предполагалось, что это новогодняя елка для детей с зайчиками-депутайчиками. Дети кричат: «Елочка, зажгись!» И тут на сцену вылезает в жопу бухой Дед Мороз, блюет себе в бороду и падает под эту елочку. Офигевшие дети на это смотрят. Предвыборная елка состоялась и не состоялась. И российские медиа так и не смогли объяснить, что это за пьяный мужчина, где обещанный Дед Мороз, почему Снегурочка голая и с каким-то друзьями. Даже детскую новогоднюю елку в Госдуме не смогли провести, что тоже показатель.
Главные политическое события прошедшего года – выборы в США, Брексит или попытка выхода Великобритании из Евросоюза, выборы в Госдуму в России.
Арест Улюкаева, безусловно. Обычно запоминается то, что происходит в конце, но степень беспрецедентности и несравнимости этого события очень высока.