В гносеологии существует несколько концепций истины, которые по-разному ее определяют.
Первая, корреспондентская теория, утверждает, что истина - это соответствие мысли действительности. Однако эта концепция не указывает критерии соответствия.
Когерентная теория истины называет истиной согласованность и непротиворечивость знания. Новая теория не должна противоречить другим устоявшимся и проверенным теориям.
Прагматическая теория истины сформулирована в конце 19-начале 20 века Пирсом и Джеймсом. Согласно ей истинным является то, что полезно. Таким образом они также обосновывают веру в бога.
Консенсусная теория, автором которой является Юрген Хабермас, утверждает, что истинным является то суждение, с которым согласно научное сообщество, в результате аргументированного обсуждения. Истина носит интерсубъективный характер и не может быть окончательной. Важен также свободный характер обсуждения: без принуждений и запугивания.
Если же сформулировать критерии истины в наиболее обобщённом варианте, то можно отметить следующие критерии:
ссылка на традиции и авторитет
логическая непротиворечивостью
общезначимость (признание большинством)
практическая ценность
внутринаучные критерии (простота и красота теории, возможность предсказания)
Однако, ни одного абсолютного критерия истины не существует. Она относительна.
Утверждение/мысль можно назвать истиной, если оно/она соответствует действительности. Это есть то, что существует объективно.
Истину определяет невозможность её опровержения.