Чаще всего за количество зрителей платят рекламодатели. Есть специальные компании, которые измеряют аудиторию и определяют сколько человек посмотрело конкретную программу. Рекламодатель платит за так называемый один «контакт» с аудиторией. Соответсвенно, чем больше аудитория, тем больше получит телеканал. Все большие эфирные каналы работают таким образом. Отсюда и берется погоня за рейтингом.
Что касается ротаций, то весь контент, который появляется на канале, тем или иным образом оплачен. Если вы смотрите зарубежный кинофильм или сериал, то телеканал отчисляет процент его правообладателю. Эти деньги получает не сама, например, Скарлетт Иохансон, которая уже получила свой гонорар, а компания-производитель фильма.
Чем больше зрителей на канале, тем дороже стоит минута размещаемой рекламы. Покупая рекламируемые товары, зритель тем замым финансирует канал.