Вообще говоря, есть два серьезных и один несерьезный подход:
Пропускать через себя, игра через эмоции;
Техника (работа с диафрагмой);
Подручные средства: специальные карандаши, всякие глупости вроде советов тереть глаза или долго не моргать. Это подход несерьезный, так как а) заслуги актера в этом нет, и б) узкой применимости: карандаш можно использовать в кино, но в театре посреди пьесы вряд ли получится незаметно его достать и намазаться, то же в отношении всех приемов с глазами. Все эти приемы с глазами чаще всего применяются в тетральных школах для детей, и по-хорошему, там их применение и должно бы закончиться
Обычно технический уровень актеров не слишком высок, поэтому в целях получения результата проще вывести их на эмоции. Плохо в этом подходе то, что это сильно выматывает, и многие актеры, кто играет только так, плохо заканчивают. При этом я имею в виду вообще всех актеров, с учетом провинциальных и прочих театров. В крупных театрах спектакль ставится за месяц-два, и актеры там делают ставку на технику, и уже потом добивают (или нет) эмоцией. Техникой, хотя это и звучит суховато, но можно сыграть все, можно ее и комбинировать с эмоциями. Плюс в том, что по щелчку пальцев вы можете хоть плакать, хоть смеяться, при этом в плотном графике спектаклей/съемок это позволяет быстро восстановиться. Бывает, что люди, играющие через эмоции, после спектакля месяц с пустыми глазами ходят. Отличный пример использования техники дает Никита Михалков (смотреть с 7-й минуты):
Абалдеть
Могу заплакать в любой момент. Просто начинаю зевать с зарытым ртом. И слезы градом льются. Возможно, кто-то тоже пользуется подобным методом.
Ого, у меня такое очень редко. И то, если только очень грубокий зевок.
Я когда-то работал в драм. театре, там бывало и такое, что режиссер намеренно доводил актрис до слез перед их выходом, натурально на них орал, скандалил, вводил в состояние стресса. Тут у многих свои методы.
Знаю пару способ.
Это думать о грустном и дышать носом, именно так, когда всхлипываешь. Возможно, что не с первого раза это получится. Но актёры же не зря учатся долго.
Мне говорили о 2 способах:
"ковырять" себя, вспоминая все самое грустное из жизни, грубо говоря, довести себя до этого состояния
Долго-долго не моргать.
Я снималась в массовке русской адаптации сериала "Мост"в серии про свадьбу. Невеста должна была плакать. Ее слезы оказались довольно прозаичны: красный карандаш на нижнее веко и старый добрый Визин.
Я человек простой и, в общем-то, даже не актер, если опустить игру среди публики в жизни, но что-то мне подсказывает, что если протереть глаза раствором воды и лимонного сока или даже постоять над луком, то могут пойти слезы.
Особенно на сцене среди спектакля фокус с луком на ура пройдет.