Из отроческих лет Иисуса Христа нам известен только один эпизод из Евангелия от Луки, который может нам рассказать очень многое.
«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:41-52).
Во-первых, мы видим, что Христос воспитывался в семье глубоко верующей (сейчас бы мы таких людей назвали воцерковленными). Ежегодный поход в Иерусалим на Пасху совсем не похож на ежегодное посещение пасхального крестного хода в наше время (среди наших современников таких людей довольно много). Это длинное и довольно тяжелое путешествие, растягивающееся на несколько дней. Из Назарета до Иерусалима идти дня три-четыре – с цветущего севера Израиля через пустыню. Еврейская Пасха отмечается 14 числа весеннего месяца нисана: в это время еще могут идти дожди, но солнце уже жарит. Неделю люди проводят в переполненном празднующем городе, а празднование было связано, в частности, с жертвоприношением, и, по свидетельству древних историков, потоки крови жертвенных ягнят, стекающие по канавам из Иерусалимского храма, доходили до щиколотки. Можно себе представить, какие ароматы парили над Святым градом! Через неделю та же толпа в тех же сложных условиях движется домой.
Неудивительно, что в этой суете Святое Семейство потеряло Ребенка.
Вторая деталь – у семьи Иисуса крепки социальные связи. Мария и Иосиф уверены, что Сын идет с родственниками и знакомыми. Судя по всему, Он был общительным и послушным Мальчиком, легко сходился с другими детьми, и никаких волнений Его отсутствие на месте не вызывало.
Третий момент, понятный уже по ситуации в Храме, – Иисус любит учиться. Он не просто так приходит в Иерусалимский храм: помимо того что это было место отправления культа, это был колоссальный образовательный центр. Вспомним события праздника Введеня во Храм Пресвятой Богородицы: трехлетнюю Деву Марию благочестивые родители отдают воспитываться в Храм. Это не исключительный случай. Образованные и знатные люди того времени нередко отдавали своих детей учиться при Храме. Иисус слушает учителей и задает разумные вопросы. Нужно понимать, что иудейское образование строится как вчитывание в Священное Писание. Вся программа обучения представляет собой детальное изучение толкований и примечаний к Библии, въедливое рассмотрение тончайших нюансов ритуальных норм, также выводящихся из Закона Моисея, осмысление пророчеств и т. д. Никто не задает абстрактных вопросов раввину – они должны быть связаны со священным текстом, пусть и не напрямую. Итак, двенадцатилетний Иисус очень хорошо для Своего возраста знает Писание. Мало того что Он задает вопросы, евангелист Лука подчеркивает, что собравшиеся в Храме дивились Его ответам. То есть Он Сам уже мог толковать текст.
Следующий факт очень важен для правильного понимания личности и служения Христа. Часто можно встретить мнение, что Он был обычным человеком, а потом на Него сошло озарение и Он стал великим учителем мудрости. Ничего подобного. Он с детства знал, что Он – Сын Божий и далеко не в том же значении, в каком все люди таковыми являются. На справедливый упрек Матери, что они с Иосифом извелись в поисках пропавшего Ребенка, Иисус отвечает недоумением: «Зачем вы Меня искали? Я находился в доме Моего Отца». Подчеркнем: «Отец Мой» (а не «наш»). Так говорит Иисус, подчеркивая исключительность Своих отношений с Богом.
Далее. Лука обращает внимание читателя на то, что Иисус был послушен не только в том, что вернулся домой, но и в дальнейшем повиновении родителям. Здесь очень важно, что в двух словах евангелист описывает атмосферу любви и взаимного уважения в семье: Мария сохраняла слова Сына в Своем сердце. Ей не все в Них понятно, но Она слушает и запоминает, а не только требует послушания и подчинения.
Ответ хороший, но зачем же создавать фейки человека, уже зарегистрированного на TheQuestion?