На мой взгляд, в этом возрасте характер, жизненные установки ещё остаются пластичными и их можно изменить. В это время формируется художественной вкус (для этого нужно очень много читать хорошей литературы, смотреть классическое кино и ходить в музеи изобразительного искусства). В это время человек обычно получает высшее образование (я считаю, что обязан получать, если есть такая возможность), а значит набирается знаний, которые потом помогут ему по жизни — так вот, чтобы помнить изучаемые науки всю оставшуюся жизнь, нужно учиться постоянно, то есть постоянно повторять и систематизировать информацию, иначе она не перейдёт в долговременную память и время, проведённое в вышей школе будет утрачено впустую. И если не полюбить процесс обучения в это время (средняя школа редко помогает полюбить знание, так как индустриальная система образования и не предполагает этого), то всю оставшуюся жизнь вы не будет развиваться.
Кроме художественного вкуса и навыка к обучению, можно выработать навык максимально глубокого осмысления жизни: мы часто делаем что-то на автомате, по наитию, а не приходим к выбору распорядка дня разумно. На мой взгляд нужно привыкать анализировать каждое своё действие, чтобы стать максимально интеллигентным человеком, который всё время проводит с пользой, совершенствуется. И нужно учиться правильно смотреть на мир, видеть его красоту (это взаимосвязано с художественным вкусом), что позволит растянуть свою жизнь. Растягивание жизни происходит именно за счёт более чуткого восприятия мира и событий вокруг. Когда мы погружаемся в рутину и живём на автомате, не замечая ничего, жизнь пролетает. А чтобы сделать своё бытие более полным, нужно научиться видеть и чувствовать всё вокруг, а не просто смотреть и не замечать.
А насчет возможностей саморазвития и получения полезных навыков помимо высшего образования? Какие навыки стоит получить?