В России короткий метр традиционно считался ущербным форматом, не настоящим кино, поскольку его толком нельзя было посмотреть нигде, кроме специализированных фестивалей. Для российских кинематографистов вообще это страшное слово "неформат". Если ты делаешь тв-проекты, ты обязан создавать свои шедевры в соотвествии со строним телевизионным хронометражом - 26, 39, 52 минуты. Если ты снял для большого экрана фильм 45 минут - то это трагедия, потому что даже в фестивали ты не попадаешь (короткий метр как правило до 30 минут, длинный от часу), поэтому часто бывает, что авторский фильм специально растягивают, чтобы натянуть хронометраж.
Что касается короткого метра, то он воспринимается в основном как учебные работы. "Вот студенты натренируются, а потом будут снимать уже как полагается". В то время как на западе короткий метр - это преимущественно экспериментальный жанр, в котором можно позволить себе все. В последние годы, правда, есть у нас тенденция следующего порядка: крупные режиссеры иногда снимают короткометражки, чаще всего это в рамках каких-то благотворительных проектов (фильмы продают в частные коллекции, деньги уходят в фонды), либо в рамках производства альманахов (их в последнее время много). Участие в альманахе - это гарантированный заработок, потому что так просто на короткометражный фильм у нас денег не найдешь.
Раз короткий метр снимают в основном молодые люди и студенты, стало быть, они привносят туда свои недавно полученные знания, и часто, не глядя на титры, можно угадать, из какого ВУЗа режиссер (очень сильно отличаются ВГИКовские работы и еще - учеников Александра Сокурова). Не знаю, насколько это тенденция, но такая особенность есть.
Количество и качество. А главная тенденция развития у нас именно в том, что короткого метра становится очень много, так как растет количество киношкол (кажется, их сейчас в стране около 40-ка). Проанализировать весь поток того, что они производят, у меня возможности не было, то, что я видела - очень разные работы, и могу отметить, что, вместе с их количеством, качество тоже растет: известные актеры не прочь поработать на коротком метре, находятся продюсеры и студии (то есть финансы), что тоже идет картинам на пользу. Или вот пошло такое веяние - кино для благотворительных фондов, фестивали фильмов о благотворительности, фильмы про города и другие "практические" запросы (их мало пока, но они появляются и будут появляться дальше).
Жанры. В игровом коротком метре снимается сейчас очень много жанра, все, что угодно, и за всем этим очень интересно следить, и многие выводы еще, конечно, предстоит сделать. Хотелось бы, чтобы для наших кинематографистов короткометражное кино тоже стало полем поиска, эксперимента, исследования киноязыка и способов передачи эмоций. Всего этого гораздо больше в фильмах иностранных режиссеров, чем у нас.
Особый случай - это авторская короткометражная анимация, ею занимались, занимаются и будут заниматься профессионалы всех возрастов, школ, там особенный мир, на который не всегда законы кино распространяются. Хотя и аниматоры тоже хором говорят о том, что "пока мы тут снимаем сплошные сказки про зверей и птиц, по сто в год, на западе анимация давно уже выполняет другие функции, выдумывает такое, что мы уже начинаем отставать потихоньку". Не даром в последние годы российские анимационные короткометражки почти не берут на престижные фестивали типа Аннесси. А все потому, что денег дают нам на сказки про медведей, а на эксперименты - нет.