Градация на «чайников», «бывалых», «док», «асов» и т.п. «я …надцать лет за рулём» искусственна. Серьезное повышение квалификации может произойти только при «накате» свыше 50 тыс. км, и то — будет носить характер символический. Как только ты внушишь себе, что вот по достижении искомого хронологического отрезка вдруг станешь более мастеровитым водителем — всё, пиши пропало. Перед любой поездкой мысленно произноси прописные истины: все участники дорожного движения равны, за исключением автомобилей экстренных служб; в соседних машинах сидят такие же люди; автомобиль — источник повышенной опасности; в любую секунду может произойти всё что угодно, и нужно быть к этому готовым/-ой. Что до тех, кто мнит себя жанлуишлессерами, феттелями, хэмилтонами аль шумахерами/сеннами (более старшее поколение),— дорога всех рассудит и совершает возмездие. За самонадеянность и езду не по ПДД. Не рассчитывай, что на «автопилоте» доедешь до цели, несмотря на круиз-контроль, парктроники по кругу, систему курсовой устойчивости или вообще массивные габариты твоего пепелаца. Главное в машине — прокладка между рулём и сиденьем. В критической ситуации оплошать может каждый, невзирая на стаж езды. Не уверен/-а в своих навыках? Запишись на курсы контраварийной подготовки (под эгидой Центра Эрнеста Цыганкова или аффилированные с Академией ФСО; не клюй на яркую вывеску и пафосные буклеты). Выполнять полицейский разворот или по-раллийному заправлять машину в повороты с помощью ручника — в повседневности важно не так, как умение пройти «лосиный тест» (переставку).
## Дураков дорога учит. Кстати, лучше остаться без прав, чем без машины.
Пристегивайся перед тем, как тронуться с места. Это даже не обсуждается.
Прогнозируй дорожную ситуацию. Держи дистанцию до впереди идущего транспортного средства (ТС). Ориентируйся по движению колес (реже — по корпусу машины): не все коллеги по потоку пользуются поворотниками. Такая прозорливость сэкономит нервы и время. И благоразумнее перебдеть, чем недобдеть. Обочина или выделенка — твой резерв на случай ухода от ДТП.
Настрой зеркала заднего вида, чтобы в них было видно как можно больше автомобиля — от подоконной линии передних дверей и до кормы, учитывая район лючка бензобака. Посматривай бегло по зеркалам каждые 5-10 секунд по ходу движения. Постепенно этот навык доведешь до автоматизма и научишься контролировать слепую (мертвую) зону машины, которая традиционно находится в области задней части и крайне плохо просматривается с водительского места.
Не подлезай под длинномеры, будь то фуры, грузовики, самосвалы или троллейбусы. У фур мертвая зона расположена на уровне правой передней арки колеса (внизу пассажирской двери). Фура большая, длинная и громоздкая. Ей тяжело перестраиваться и следить за дорогой. Ей нужно много места, значительно больше, нежели тебе на малолитражке или даже кроссовере.
Запомни, как моргать дальним светом и зачем это делают другие. Это дорожная морзянка. И если тебе моргают один раз, то не вздумай ехать, это сигнал, что нужно уступить дорогу. Ежели видишь два моргания подряд, то значит, что тебя пропускают. Будь так же вежлив и по отношению к остальным водителям. Почаще мигай аварийкой, после того как тебе дали перестроиться/выехать с прилегающей территории или же ты просто выполнил маневр, показавшийся тебе рискованным.
На двухполосных дорогах и в темное время суток возьми на вооружение арсенал дальнобойщиков. Если на авто сзади тебя хотят обогнать, но ты видишь, что впереди либо кто-то пошел на встречный обгон, либо будет закрытый поворот, либо случилось что-то непредвиденное и придется замедлиться всей колонне в вашей полосе, то включи левый поворотник. Когда поймешь, что угрозы для обгоняющего нет,— включай поворотник правый, пусть ТС знает, что совершать обгон безопасно. Те, кто едут сзади тебя, видят меньше, чем ты. Равно как и ты видишь меньше, чем водитель впереди идущего авто, если только ты не на фуре, автобусе, грузовике или джипе: за счет более высокой посадки ты можешь смотреть как бы «через» крыши легковушек.
Проследи, есть ли в твоей машине автозапирание замков дверей на скорости. В случае отсутствия оного приучись самостоятельно нажимать на кнопку центрального замка при начале движения.
Если у тебя «автомат», не переводи рычаг в положение P в кратковременных пробках и на светофорах. Даже в N переводить имеет смысл не всегда при таких непродолжительных остановках. Тут мнения расходятся (стоять в D и на тормозе или на «нейтрали»), но, так или иначе, ресурс трансмиссии ты сбережешь. P — режим стояночный. А остановка и стоянка не есть одно и то же, как гласит п. 1.2 ПДД, верно? ;) Прежде чем тронуться, выжди до секунды между тем, как отпустишь педаль тормоза и надавишь на гашетку,— «коробке» нужно время, чтобы «мозги» обработали команду от педали, включили сцепление и дали тягу на колеса. «Молниеносно», без износа для трансмиссии переключаются только преселективный «робот» PDK от Porsche и его аналоги на спорткарах (из линеек AMG, BMW M-series и др.). Остальные торопыги на гражданских авто — чинятся за баснословные деньги. И на пробегах, весьма далеких от отведенного ресурса «коробки» (в среднем для «автомата» это порядка 150 тыс. км при аккуратной езде и своевременном обслуживании; встречаются и более выносливые агрегаты — срок жижзни до ремонта зависит от условий эксплуатации, стиля езды и конструктивных особенностей). И хорошо, если выход АКПП/«робота»/вариатора признают гарантийным случаем.
Выпиши и сохрани в нескольких копиях и форматах (стикер, блокнот, смартфон) номера экстренных служб, включая телефон доверия ГИБДД в твоем регионе, дежурного Управления ФСБ по субъекту Федерации, а также номер эвакуатора, аварийных комиссаров. Вози с собой актуальное издание ПДД, регулярно обновляй знания.
Раз в месяц проверяй давление в шинах, чтобы оно не было ниже рекомендованного производителем. Запомни, где под капотом крышечки для долива масла, стеклоомывателя, тормозной жидкости, антифриза или жидкости для усилителя руля (если у тебя стоит гидроусилитель/электрогидроусилитель). Никогда не выезжай без простых тряпичных перчаток, бутылки емкостью 1,5–2 литра с относительно свежей водой, влажных салфеток, компрессора для подкачки колес (при условии что у тебя не Run Flat).
Не летай быстрее, чем разрешено знаками и КоАПом. В черте города — максимум 75 км/ч (кроме МКАДа). Вне населенных пунктов — 105 км/ч. На автомагистралях — до 125 км/ч, если иное не предписано знаками. Всё, что свыше,— для автобанов, пока отсутствующих у нас, и для гоночных автодромов на трек-днях. «Смоленское кольцо», Moscow Raceway, трасса «Формулы-1» в Сочи… словом, прокатиться с ветерком можно именно на закрытых для общего пользования дорогах.
pddmaster.ruПрежде чем разогнаться до разрешенного лимита по спидометру и знакам, задай себе вопрос: а что я буду делать в критической ситуации? На 99,999% ли удержу пепелац на траектории? Каков индекс скорости на шинах, какова степень их износа, температура полотна, дорожные условия, давно ли ты проверял технические жидкости и подвеску?
Ведь уже на скоростях за 150 км/ч картина по бокам сливается в общее месиво. За 200 — поймаешь адреналин. Но ты не на самолете. Не взлетишь ввысь. А либо в сторону, либо резко по тормозам. Чем яростнее ты раскочегариваешь лошадей под капотом, тем быстрее должна быть твоя реакция, более цепкими шины, более надежной АБС. Для острастки открой YouTube и набери в строке тамошнего поиска «авария 200 км/ч».
Поэтому по первости — 60–75 км/ч. Оптимум. Чтобы штрафы не пришли. И совсем тихоходом не «тошнить».
## Крайний левый ряд — для тех, кто спешит или поворачивает налево (а также разворачивается). Не выезжай туда без нужды.
Не доверяй всем кому ни попадя. Не читай паблики, посвященные автомобильной тематике, просто потому, что их контент кажется тебе примечательным. А прислушивайся к мнению людей, которые дорожат своей репутацией. Васян, у которого чипованный «Киа-Рио» со съемной тонировкой, сабвуфером и козырным номером,— никто по сравнению с автоэкспертом, который несколько десятков лет в журналистике и дорожит написанным/произнесенным словом. Это дорога. И это медиа. Да, в эру обзорщиков с YouTube, которые зашибают валюту на неискушенной аудитории, в эпоху смартфонов и соцсетей, читать профильные сайты «старперов» не хочется. Но подумай, с какого перепуга тебе следует полагаться на мнение безвестных полуанонимов? Это ведь как ставить в один ряд газету «Коммерсантъ», родоначальника отечественной бизнес-журналистики, и паблик «Подслушано»: а что, и там, и там информация. Но что будет «Коммерсанту» за недостоверные сведения в публикации? Судебный иск и репутационные потери, т.к. издание у всех на виду. Что будет паблику, размещающему непроверенные посты на в общем-то нейтральную тематику? Между прочим, нагнать лайки и просмотры для пущей солидности — не проблема.
ПДД написаны кровью сотен тысяч прерванных жизней. И если обнаружишь условного Санька Пилота777, призывающего в «ВК» крутых пацанов и клевых девиц пренебрегать Правилами, когда ну очень хочется («Я же никому не помешаю»), помни, что ты-то на дороге не один/одна. Тебя ждут в конце пути. Родители, пассия, супруг/-а, родственники, кошка или рыбки в аквариуме. И если прямо невмоготу, подожди лишние 10 секунд, пока горит одиноко красный сигнал светофора либо сплошная линия разметки не сменилась прерывистой. Тогда — тебя дождутся.
Каждый раз, когда садишься за руль, ты должен испытывать страх. Перед неизвестностью. Перед собой. Перед дорогой. С «накатом» и по мере нахождения за баранкой у тебя исчезнет хтонический страх, тот, что был еще в автошколе. Со временем автоматизируются рефлексы. Что включать, куда смотреть и проч. и проч. Однако страх ежедневный — «здоровый», управляемый. Он не граничит с испугом и смятением, с паникой. Почитай интервью великого гонщика «Формулы-1» Айртона Сенны, погибшего в мае 1994-го на Гран-при Имолы. Да, между дорогами общего пользования и гоночными трассами, где болиды носятся на скоростях за 300 км/ч,— колоссальная пропасть. Но по части психологии есть пересечения. То, что выполняют пилоты «Ф1» на «крейсерских» 250 км/ч, какой объем информации они анализируют ежесекундно, для нас недостижимо. Мы и на будничных-то 50 км/ч считываем гораздо меньше сведений о дорожной обстановке. Тем не менее каждый гонщик выходит на старт заезда, осознавая, что может улететь в отбойник. И делает всё, чтобы этого избежать, доехать до финиша, опередить соперников, не подвести команду. Сей страх помогает предотвратить самоуверенность. Что же касается обычных водителей, то когда страх улетучивается, за спиной вырастают черные крылья. Ну всё, теперь-то я бывалый, ни к чему постоянно сверяться с канонами безопасности, я же целый месяц за рулём…
Этот ответ нужно распечатать и перечитывать, пусть не перед каждым выездом, но перед длительной поездкой точно. Спасибо!
Еще раз перечитал вопрос - советы себе? Ну и вопросы...
Изначально успокоиться! Подойти к машине, спокойно завести, не переживать и не думать о маршруте.
Поменьше обращать внимания на летунов и спокойнее реагировать на дурных водителей.
Сконцентрироваться на дороге, знаках и ПДД
Вопрос не ясен: дать себе совет, как бывалый, начинающему... Эта статья больше имеет другой характер, чем совет, больше похожа на рекламную с коммерческой ссылкой.