В наибольшей степени это была Реформация, кульминацией которой стала Тридцатилетняя война, охватившая всю Европу, став значительным ударом по власти Католической церкви и династии Габсбургов, укрепившим светскую власть монархов Европы. В России же, скорее, не кризисом, а верной политикой борьбы с засильем бояр, во время регентства его матери, контролировавших власть в стране (и, очевидно, злоупотребляющих ею), это была опричнина, которая, по распространенному заблуждению, не была кровавой, ведь Иван IV (никакой не "Грозный", такое прозвище применимо больше к его деду, Ивану III, который бескомпромиссно расправлялся со своими врагами) лично вел учет всех подвергнутых опричнине и их было всего чуть более 4 тыс. человек. Возвращаясь к Европе в эпоху Реформации, при том, что Генрих VIII повесил лишь по одному закону "о бродяжничестве", как минимум, в три раза больше, хотя это минимум. Уже не говоря непосредственно о самой Реформации в Англии, когда осквернялись мощи многих святых, казнились по обвинению в гос. измене священники, не признававшие верховенство короля над Папой, не принимавшие участия в новых протестантских обрядах. Если говорить об Османской империи (что уместно, учитывая, что тогда она контролировала все Балканы, внушительную часть Европы), то там происходил обратный процесс, связанный с женским султанатом, когда матери и жены султанов обладали всей полнотой власти, а не они сами, из-за чего имели место слабый авторитет самого султана, перевороты янычар, повальное кумовство, назначение государственных мужей по лояльности, а не по способностям, в связи с чем были множественные реорганизации совета дивана - великими визирями становились множество людей всего за год, что, конечно, повлекло за собой колоссальный раздрай в управлении. В частности, именно этот период, в основном, и поспособствовал дальнейшему упадку Великой Порты.