Любое драматургическое произведение начинается с посылки. Например, «Ромео и Джульетта» — пьеса, очевидно, повествует о любви. Но есть много видов любви. Несомненно, здесь идет речь о великой любви, поскольку любящие не только бросают вызов семейным традициям, но лишают себя жизни, чтобы соединиться в смерти. Таким образом, посылка такова: «Великая любовь сильнее даже смерти». Посылка или посыл – это ключевая идея произведения, основное высказывание автора.
У каждого предмета есть три измерения: глубина, высота, ширина. У человеческих существ есть еще три: физиология, социология, психология. Из этих детерминат складывается следующий ключевой элемент драмы – характер. Характером обладают все персонажи пьесы, из персонажей исходят все действия, толкающие сюжет вперёд и приводящие читателя к смыслу посылки.
Для того, чтобы характер заработал и начал действовать, ему нужен следующий ключевой элемент любого драматургического произведения – конфликт. Конфликтов существует несколько видов. Основные составляющие развивающегося конфликта – это кризис, кульминация, развязка. Родовые схватки – это кризис, сами роды – кульминация, исход же (благополучный или смертельный) – это развязка. Ромео идет в дом к ненавистным Капулетти, чтобы взглянуть на Розалинду. Там он встречает другую девушку – столь прекрасную, что он безумно влюбляется в нее (кризис). Он обнаруживает, что она – дочь Капулетти (кульминация). Тибальд пытается убить Ромео (развязка). Джульетта тем временем узнает, что она полюбила Монтекки, и изливает свое горе луне и звездам. Ромео, ведомый любовью, возвращается и слышит ее слова (кризис). Они решают пожениться (кульминация). На следующий день монах Лоренцо венчает их (развязка).
Как известно, драматургические произведения писались ещё во времена Древней Греции, получив свой анализ и классификацию в «Поэтике» Аристотеля. Сейчас есть множество других произведений про искусство драматургии, так как на эту тему можно говорить бесконечно, развивая каждый элемент драмы на целую книгу, например, диалог. Основополагающей книгой, с которой следует, на мой взгляд, ознакомиться, чтобы лучше понимать, как устроено драма – «Искусство драматургии» Лайоша Эгри.