Ни одной не смог бы назвать. Любимые - да, но полезных нет. Даже наоборот: чем больше книга способна дать в плане новых сведений, интересных идей, верных знаний, нравственных правил - тем дальше она уводит от возможности собственного опыта.
Что я действительно знаю, на самом деле? Только то, что вода мокрая. Этот примитивный детский опыт, о котором не принято даже упоминать среди "адекватных людей", как ни странно - краеугольный камень всего, во что способен развиться мой интеллект. Никакая чужая мысль не способна сыграть эту роль. Потому что элементарный первичный опыт ты получаешь ни от кого, и это знание действительно принадлежит тебе, становится частью тебя. А все интеллектуальные сокровища, полученные от других - заёмные, и просто принятые на веру.
Заглядывая в себя, любую чужую идею, даже горячо мною обожаемую, я легко способен отслоить от своего "я"- но только не запах весенней грязи, в которой ковырялся детсадовцем. Этот эксперимент доказывает, что книга лжёт уже потому, что она, в конечном счёте - только бумага.
Любой внимательный читатель рассскажет, как в тишине книжных строк он отчётливо слышал голоса авторов, давно покинувших свет. Но вот только ни разу не приходилось встречать откровения, что великие мужи, в своём текстовом инобытии, слышат тебя. Книга смотрит сквозь тебя, не замечая.
Книга это призрак реального опыта, пьющий кровь твоего воображения, чтоб продлить своё существование. При всём огромном уважении к духовным богатствам, заключённым в томах - есть межа, разделяющая живое от воображаемого. А мы, когда говорим о пользе, подразумеваем что-то актуальное для персоны, для твоего уникального случая, а не "актуальное вообще", "вечное" или "универсальное".
В. Гроссман ,,Жизнь и судьба". ,,Белые одежды"
Омар Хайям! и капитал Маркса