Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие плюсы и минусы у боевых самолётов с двумя двигателями по сравнению с одним двигателем?

ТехнологииСамолёты
Алекс Б.
  ·   · 69,6 K
Первый
Авиация, военное дело  · 19 июл 2019

Кто хоть когда-то, знал теорию вероятности, тот ответит, что вероятность отказа одного двигателя меньше, чем вероятность отказа одного из двух. Что касается живучести, то действительно она повышается, особенно для фронтовых самолетов-штурмовиков, "работающих" в основном в прифронтовой полосе или уничтожающие разрозненные очаги сопротивления противника в интересах сухопутных войск. Это Су-25 и А-10 "Тандерболт". По имеющемуся опыту их применения, действительно, в некоторых случаях двухдвигательная схема позволяла вернуться на аэродром базирования с поврежденным одним из двигателей.

Что касаемо истребительной авиации, то это вопрос сложный и скорее всего не обусловлен критериями надежности и выживаемости. Наличие двух двигателей во-первых, не гарантирует любому самолету осуществлять нормальный горизонтальный полет, продолжить взлет при отказе одного из двигателей. Применяемые средства поражения "воздух-воздух", в большинстве случаев сводят на нет повышение живучести за счет установки второго двигателя. Для ракет с ТГС увеличивается зона теплового излучения, для радиолокационных ГСН отражающая поверхность фюзеляжа. Что касается двухдвигательной схемы с точки зрения аэродинамики, то суммарная тяга двух двигателей всегда будет меньше удвоенной тяге одного из них, в виду взаимного влияния на обрезе сопловых аппаратов, что требует их разнесения от продольной оси симметрии и увеличении разворачивающего момента, при отказе одного из них.

Одним из условий сверхманевренности для истребителей, является высокая тяговооруженность (вес, деленный на тягу), которую не всегда можно обеспечить по наличию двигателя с требуемой тягой. Наличие номенклатуры современного оборудования и дальнобойного вооружения значительно увеличило вес истребителя, двигатели которого ко всему, должны быть многорежимными, в отличие от гражданских самолетов, эксплуатируемыми от малых высот до стратосферы, от нулевых до сверхзвуковых скоростей полета, имеющие приемлемый расход топлива, обеспечивающих необходимый боевой радиус. Задача очень сложная и не каждая отдельно взятая страна способна решить такой комплекс проблем. Хотя и кооперирование в этом деле не всегда приводит к консенсусу из за разных требований каждой из стран.

Позвольте с Вами не согласиться. Отказ единственного двигателя - это потеря 100% тяги, то есть, подбор площадки с... Читать дальше
Инженер, немного пилот. Физик, химик, электронщик-...  · 15 июл 2019
Безотносительно боевой самолёт или нет, у самолёта с двумя двигателями основное примущество - надёжность. Отказ одного двигателя даже на взлёте, позволит продолжить взлёт и безопасно вернуться на аэродром. Применительно к... Читать далее
Спрошу чуть конкретнее. Почему американские конструкторы чаще российских выбирают одномотоорную схему - F-16... Читать дальше
инженер, атеист, антиглобалист  · 19 сент 2020
Не следует путать надёжность с живучестью. Да, двухдвигательный самолёт более живуч, если мощность/тяга одного двигателя позволяет дотянуть до аэродрома и совершить посадку. Если по конструкции летательный аппарат не может... Читать далее
Первым делом нужно отметить, что современные боевые самолёты с одним двигателем существуют не от хорошей жизни. На машину палубного базирования или с возможностью вертикального взлёта и посадки на сегодняшний момент технически... Читать далее
Плюсы: надёжность, мощность, тяговооружённость, манёвренность, живучесть - основные. Минусы - расход, требует больше места для установки, сложность систем управления, стоимость. В условиях боевого применения "минусы" не столь п... Читать далее
Первый
Для Сушек два двигателя, наверное, являются одним из способов достижения сверхманевренности, на большой скорости сделать бочку там, или еще чего, отклонили вектор тяги двигателей одного вниз, другого вверх, и - вуаля, рули вряд... Читать далее
Первый
Плюсов немного: повышенная боевая живучесть и более безопасная эксплуатация Минусов больше: больший расход топлива (отсюда и меньшая дальность), дороговизна и большее время обслуживания двух двигателей, больший вес самолёта... Читать далее
Больший расход топлива нивелируется габаритами самолёта, что в свою очередь, хорошо сказывается на подъёмной силе... Читать дальше

Летал и на однодвигательных и на 2-х двигательных. Я за двухдвигательные, надежнее.Знаю летчиков которые не хотели переходить с 2-х двигательных на однодвигательные.

Первый
США отказались от излишнего гигантизма (F-111, F-14, F-4) возможно под влиянием МИГ-21. Интересно, что подобное было и в автостроении. F-18 палубный, там два движка функциональней. F-15 супер, но не является массовым. Коллеги... Читать далее
Помимо стоимости и живучести ещё 3 аспекта: доворот разной тягой при 2 двигателях. 1 двигатель нужно убирать в корпус из за чего его размер больше (ну или наоборот: при двухдвигательной установке больше места внутри корпуса)... Читать далее
Первый
Если самолет создавать для реальных боевых условий, то 2 движка могут спасти летчика и самолет вернуть обратно, так как одновременное поражение 2-х двигателей всё равно меньше, а если война то ресурсность движка уже не имеет... Читать далее