Из числа базовых принципов, которые нужно понимать и студентам, и преподавателям.
1. Принцип коммуникативности. Обучение должно быть максимально направлено на решение реальных задач общения в естественной ситуации. Например, если вы изучаете, как по-английски называть даты (число, месяц, год), и преподаватель просит вас читать по учебнику много разных случайных дат для тренировки, - это не коммуникативно. А вот если вас попросят назвать дату вашего рождения, поговорить с одногруппниками и узнать, когда они родились, рассказать о других важных датах в вашей жизни, - это коммуникативно. В идеале - сначала тренируем упражнение, потом сразу выводим в речь.
2. Принцип взаимосвязи разных видов деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Например, когда вы сталкиваетесь с новым словом или выражением, его желательно "прогнать по всем каналам" : увидеть, услышать, произнести самостоятельно и записать. Причём записывать лучше не просто "слово - перевод", а ещё и пример-контекст, в котором это слово встретилось. Так лучше запомнится.
3. Учёт фактора языковой среды. Это о второй части вашего вопроса. Конечно, нахождение в языковой среде и общение с носителями языка - это ОГРОМНЫЙ плюс и, как правило, залог более быстрого и эффективного погружения в язык, снятия языкового барьера, увеличения словарного запаса и т.д., и т.п. Но! Все это работает только в том случае, если вы параллельно занимаетесь языком сами или с преподавателем. Я знаю многих людей, живущих за рубежом, и иностранцев в России, которые обходятся парой десятков слов и выражений из разговорника в самых простых бытовых ситуациях. И всё. А дальше не продвигаются, потому что сама по себе среда ничему не учит, она только помогает и подталкивает к развитию.
4. Регулярность занятий. К сожалению, язык имеет свойство быстро забываться, поэтому один раз выучить его и знать всю жизнь без регулярной практики невозможно. Практику можно организовать даже ежедневную, и это необязательно должно быть общение с иностранцами. Хотя бы 15 минут в день можно уделять, например, чтению в оригинале (или любых текстов вашего уровня), прослушиванию аудио или просмотру видео, повторению грамматики, собственно общению вживую или в интернете.
В общем, писать об этом можно много и долго))Желаю успехов в этом увлекательном процессе!