С точки зрения психологии, поведение человека определяется тремя уровнями его целеполагания: желания, выгоды (интересы) и принципы (ценности).
Желания базируются на импульсах тела, на инстинктивно-рефлекторной системе (или, как говорят психологи, на "бессознательном"), и участия коры головного мозга (неокортекса) в своём возникновении и удовлетворении почти не требуют.
Выгоды (интересы) основаны на рациональном мышлении, и для их осознания и удовлетворения требуют работы неокортекса: в том числе, сдерживания собственных желаний в угоду собственным интересам.
Ценности и принципы также базируются на рациональном мышлении, а также на тех уровнях мышления, которые принято называть "надсознательным умом": то есть на ментальной способности, выходящей за пределы личного эгоизма. В санскрите, скажем, эти уровни ума именуются вигьянамайя коша и анандамайя коша.
Проблематика человеческого развития состоит в том, что желания в человека встроены по дефолту, то есть они ему присущи от рождения, как и любому животному.
Способность человека к осознанию своих интересов (выгод) в человеке воспитывается в течение его жизни посредством повышения уровня осознанности и рациональности, в том числе способности к усмирению своих желаний в угоду своим выгодам. Классической иллюстрацией этой модели в психологии служит т.н. "зефирный эксперимент".
А способность человека к осознанию своих принципов и ценностей также воспитывается в течение его жизни, в том числе посредством повышения его способности к усмирению не только своих желаний, но и своих выгод (интересов), в угоду своим ценностям.
Иными словами, развитый в ментальном и психологическом отношении человек осознаёт все три уровня своего целеполагания: и желания, и выгоды (интересы), и ценности (принципы), и способен на всех трёх уровнях действовать.
А вот проблема состоит в том, что современное общество развивает в человеке исключительно первый уровень целеполагания, то есть его желания. Таким образом и воспитывается "квалифицированный потребитель", воспетый бывшим министром РФ Фурсенко…))
Самостоятельно воспитав в себе второй уровень целеполагания, человек оказывается способен стать не только квалифицированным потребителем, но и квалифицированным "потребителем потребителей": то есть он обретает способность использовать чужие желания в своих интересах (выгодах).
Современное общество в этом ключе воспитывает только т.н. элиту, или эстеблишмент, верхушку: в частности, вся система английского образования построена как институт по воспитанию рабовладельцев, "белых людей", которые обладают способностью к эксплуатации дикарей и рабов…
А вот третий уровень целеполагания человека, то есть принципы и ценности, в современном обществе находятся под тотальным негласным запретом.
Более того, в странах с колониальным статусом идеология может даже прямо находиться под правовым запретом (скажем, под конституционным запретом, как в современной РФ): ибо рабам и дикарям принципы и ценности не нужны, им достаточно желаний…
Таким образом, чтобы сделать общество человечнее и добрее, в обществе следует масштабно воспитывать каждого человека на третий уровень целеполагания, то есть формировать в нём принципы и ценности, развивать идеологию, обучать человека выходить за пределы личного эгоизма.
Правда, в современном мире сие выглядит фантастикой )) Но, с учётом того, что такое общество традиционно существовало в течение многих тысяч лет, и даже в XX веке его удалось на семьдесят лет воссоздать в границах Союза ССР, совсем уж невозможным такое воспитание человека не представляется…