Лично мне понравилась идея, которая прослеживается в многосерийном фильме "Семь поколений рок-н-ролла". Заключается она в том, что если посмотреть на развитие музыки и её популярность на протяжении 20ого века, то можно заметить некоторые общие тенденции. Если их обобщить и сформулировать принцип, по которому развивалась музыка, то это будет звучать так:
Музыка усложняется до предела, потом упрощается, затем снова усложняется.
Таким образом, если построить график развития музыки, то это будет синусоида, где горизонтальная ось – время, а вертикальная – уровень сложности и "необычности".
Например, певицам, исполнявшим в кабаках простые народные песенки, на смену пришёл джаз – сложная музыка с ломаным ритмом, требующая высокой техники и тонкого слуха. В какой-то момент стал невероятно популярен более простой блюз из южных штатов, в котором основная роль отводилась исполнителю-вокалисту и его личности.
Блюзом заразились белые музыканты из Европы и США, которые на основе 12-тактового блюза создавали свои бэнды, раскрашивали эту музыку мощной барабанной партией, добавляли перегруженную ритм-гитару. Появились the Who, Rolling Stones и другие. Всё это разрасталось, набирало обороты и вылилось в пожалуй, самое яркое и красивое время рок-н-ролла – всё, что можно характеризовать словом "шестидесятые".
Музыка по своему звучанию снова усложнялась до предела, в этом жанре появились музыкальные виртуозы и психоделические группы, the Doors, Pink Floyd, Led Zeppelin, Jefferson Airplane.
В какой-то момент популярность всех главных икон шестидесятых стала падать, кумиры стали умирать, и на смену постепенно стал приходить примитивный, анти музыкальный панк-рок. Следует заметить, что я говорю о наиболее популярных тенденциях в мировой музыке: разумеется, рок-н-ролл при этом никуда не делся, он развивался и дальше, и на крупнейших площадках и в хит-парадах стали появляться, например, альбомы и треки безумных прогрессив-рок групп, но это заслуживает отдельного рассказа.
Через несколько лет популярность панк-рока стала падать, но мода на грязную и тяжелую музыку осталась, и мир стал сходить с ума от таких команд, как Black Sabbath. Они играли гораздо более интересную в техническом и музыкальном плане музыку, чем панки The Clash или Sex Pistols. Потом всё снова закрутилось, прошла латексная и неоновая волна восьмидесятых. И после этого появилась Metallica. Парни, которые убрали всё лишнее со сцены и с себя, выходили в черных джинсах и майках и играли максимально тяжело и громко (опять замечает упрощение).
В 90ых и начале нулевых всё обстояло гораздо сложнее, так как наравне с живой музыкой стали набирать популярность и другие стили, многое смешалось. Metallica, Radiohead, Nirvana, R.E.M, Oasis, Arctic Monkeys – сложно говорить об усложнении или упрощении, музыка стала более ровной и нейтральной.
Потом сформировалась волна инди-рока: Foals, Drums, Two door cinema club, Crystal Castles.
С момента появления инди-рока мне лично стало сложно определить, в какую сторону двигается музыка – усложняется или упрощается, тем более появилось множество популярных команд, не относящихся к рок-музыке, и сравнивать их между собой сложновато.
Но думаю, что скорее всё идёт снова в сторону шоу, психоделии и хиппарства. По крайней мере, очень хотелось бы в это верить.
С другой стороны, возможно, музыка имеет вековую цикличность, и поэтому ждать безумного расцвета стоит не раньше 2060ых годов. Но глупая мысль, да. Не, я столько ждать не готов, мне нужен праздник прямо сейчас, идите к чёрту.