Не уверен, что полностью правильно понял вопрос, но постараюсь ответить.
Систематизируйте. Обучение происходит, когда вы соединяете новую информацию с уже известной в единую систему в голове. Когда новые факты дополняют объяснение того, как работает мир. Чтобы это происходило лучше, рекомендую вести конспекты и делать это системно (тот же корнельский метод может помочь). Так, чтобы вы не просто переносили на бумагу/экран полученную информацию, но и возвращались к ней, пересматривали, разбирали по полочкам, определяли, что с чем связано и какие главные идеи.
Задавайте и отвечаете на вопросы. Чтобы лучше систематизировать информацию, сами составляйте для себя вопросы и ищите на них ответы. Перед изучением новой темы составьте список вопросов о ней. Они могут быть любыми и в любом количестве, причём нет «глупых». Что; кто; где; как; почему так; а что, если так; а чем это от того и так далее. В процессе изучения особенно обращайте внимание на информацию, которая отвечает на вопросы, а также формулируйте новые и ищите ответы. Когда закончите изучать тему, сверьтесь со всеми списками: на всё ли ответили, всё ли понятно, нет ли противоречий?
Практикуйтесь в разных масштабах с фидбеком. Знания — это фундамент, трамплин, база, которую мы используем, чтобы решать задачи этого мира. Поэтому рекомендую постоянно находить реальные задачи (хоть и самые мелкие), в которых можете хоть как-то сразу применить изученное. Изучаете философию? Победите в споре в интернете с помощью аргументов Аристотеля! Интересуетесь типографикой и вёрсткой? Заверстайте понятные объявления в своём подъезде. Таким образом вы и теорию лучше поймёте.
Рефлексируйте. Обучения — это во многом поиск и закрепление верных стратегий действий и избавление от тех, которые не приводят к нужному результату. Проще говоря, что делать, а что нет. Поэтому очень важно после любой практики отрефлексировать, что делали и к чему это привело. То есть посмотреть на результат, на свой процесс, фидбек и определить, что сработало хорошо, а что не очень, какие действия и их последовательность привели к хорошему результату, а какие — к неклёвому. Это может быть сложно, особенно по началу (рефлексировать — тоже навык), но постарайтесь пережить сложность первых разов и заметите, как это помогает.
Насматривайтесь на примеры в реальном мире. Как писал выше, цель обучения (одна из) — лучше ориентироваться в мире и решать задачи. Поэтому, чтобы знания лучше оседали в голове и помогали лучше решать задачи, важно искать и изучать как можно больше реальных применений изученного в мире. Например, то же изучение типографики. Смотрите по сторонам, находите плакаты, интерфейсы и смотрите, как они сделаны. Какие там шрифты, расстояния между буквами.
Спите. Кажется, очевидный совет, но не для всех. Сон — то, что помогать информации лучше уложиться в голове, а мозгу отдохнуть и избавиться от «веществ», которые снижают внимание и способность усваивать информацию.
Очень актуальный вопрос в настоящее время. Я довольно много учусь, и порой кажется, что информация проходит мимо.
Для самообразования очень подходят книги, чем больше читаешь, тем больше знаний получаешь. Но читать нужно... Читать далее