Может быть поставлен вопрос о замораживании нашего пакета ценных бумаг американского казначейства на 100 млрд долларов. Сейчас стоит сложная проблема: либо мы сейчас начнем сбрасывать эти бумаги, либо от них избавляться, чтобы получить доллары. Поскольку речь идет об огромной сумме, этот маневр может создать нестабильность на финансовых рынках. Это может ударить по курсу рубля и доллара со всеми вытекающими последствиями. Может повлиять также на курс рубля и евро. И это не просто курсы. На них закупаются товары. Вся эта нестабильность, ведущая к падению рубля и девальвации — в этом и есть смысл войны. Это валютная война. Естественно, она ударит по благосостоянию народа, потому что значительную часть продукции мы покупаем за рубежом, а замещение — очень долгосрочный маневр.
Второй важный момент. Если нам придется очень серьезно переориентировать нашу экономику с западного вектора на восточный — это потребует много времени и маневров. Даже если мы получим что-то от наших связей с Восточной Азией, период этой перестройки ударит по населению. Придется тоже затянуть потуже пояса, потому что вы отказываетесь от одних партнеров и налаживаете с другими. Это требует усилий и времени.
Это главная проблема: при любом сценарии эта экономическая война не дает нам возможности говорить о том, что мы приобретем много экономических благ. Нам придется говорить о минимизации потерь. Например, в понедельник правительство сообщило о том, что оно будет поддерживать те компании, которые потеряли в капитальной стоимости. Это средства, измеряемые миллиардами долларов. Откуда будут эти средства? Они будут из резервного фонда, из золотовалютного резерва. Это бюджетные средства. И значит опять, рано или поздно, придется опять затягивать пояса. Ведь надо поддерживать те сектора, которые попали под санкции, за счет других отраслей и групп населения. Это конкретный пример ухудшения положения.
ТАТЬЯНА ИСАЧЕНКО спасибо за ответ. Вы ничего не сказали о системе SWIFT. Чем ее отключение грозит экономике РФ?