Пожалуй, самой важной и самой считываемой на момент выхода первого фильма (1977) параллелью является поражение Штатов во Вьетнаме. С политической точки зрения это история о победе низкотехнологичных мятежников (на полуразваливающихся истребителях и переоборудованных грузовиках) над сверхсовременной, отполированной до блеска военной машиной Империи. Впервые к этой теме Лукас пришёл, работая над «Апокалипсисом сегодня» в 1969–1974 гг под руководством Ф.Ф. Копполы (в дальнейшем он реализовал проект без Джорджа), параллельно написанию сценария «Звёздных войн». Таким образом, первую трилогию правильнее рассматривать в контексте пацифистской культуры США времён Вьетнамской войны (в пользу этого говорит и откровенно Ньюэйджевая философия джедаев).
Параллели с войной «свободного мира» против «Империи зла» были далеко не самыми очевидными в момент создания оригинальной трилогии (и особенно первого фильма). Лукас очень язвительно отзывался о популистском заигрывании Рейгана с языком его фильмов (который, напомню, предложил назвать военную космическую программу «звездными войнами»), полностю «вывернувшим» оригинальный пафос проекта, и даже, возможно, задумал имя персонажа первого эпизода Ньюта Ганрея как политическую остроту по поводу Рейгана и Ньюта Гингрича (в 1999 году она вполне считывалась).
Однако именно как карикатура на Холодную войну фильм был воспринят в Советском союзе, и именно такая интерпретация до сих пор в ходу в России (в частотности, Виктор Пелевин в «Поколении П» сравнивает медицинское состояние Вейдера с машинами, поддерживавшими жизнь престарелых генсеков).
Насколько правомерно ретроактивное проведение параллелей между «Звёздными войнами» с очередным витком холодной войны? Примерно настолько же, насколько можно усматривать параллели с отравлением Ющенко, отразившемся на его лице, но добавившего политического веса, с обезображиванием Палпатина в третьем эпизоде. Можно очень долго искать элементы истории в столь богатой тематически и визуально (чего стоит нацистская форма имперских офицеров) франшизе. «Расширенная вселенная», новыми эпизодами низведённая до статуса «легенд», насчитывает десятки тысяч лет событий, отсылающих то к римско-карфагенскому конфликту (в истории противостояния Старой Республике коррибанским Ситам), то к мезоамериканской культуре (йужжань-вонги). Однако острее всего в работах самого Лукаса проявляется именно сиюминутная политическая конъюнктура.
Если его рання фантастическая работа, THX-1138 (1971 г.), была антиутопической аллегорией фармакологического рая, с пятидесятых годов строившегося в США (“What's wrong? Take four red pills!”), то трилогия приквелов «Звёздных войн» в двухтысячных годах критиковала уже милитаристскую антитеррористическую кампанию Буша-младшего и — буквально — «коррупцию в сенате». Подхватит ли новая трилогия этот критический к американскому обществу и мировой политике тон — увидим уже сегодня.
"Последний с отцов-основателей"
Из