Один из лучших (и не самых явных) фильмов на эту тему - "Долгое прощание" Роберта Олтмена (1973 г.). Главный герой - частный сыщик Филип Марлоу, показанный во всех классических голливудских нуарах брутальным, дерзким и циничным парнем (несколько раз его играл великий Хамфри Богарт). Марлоу (Эллиотт Гулд) в интерпретации Олтмена - добродушный пьющий детектив, ставший изгоем для всех кроме своего кота и девушек-хиппи, живущих по соседству (они живут в своем джойнт-мире, и Марлоу для них - тихий ежедневный глюк).
Героя Гулда на протяжении фильма подставляют примерно все: лучший друг, клиентка, полиция. Его едва не убивает (по вине друга) местный мафиози. Марлоу втягивают в интриги, которые он по долгу службы и простоте душевной пытается распутать, но вместо благодарности детектив получает удары в челюсть.
Кажется, сам Лос-Анджелес, пропитанный лицемерием и джазом, хочет поскорее избавиться от Марлоу. Герои здесь не нужны, от брутальности знаменитого сыщика осталось только его имя. Детектива не хватает даже на то, чтобы попытаться закрутить роман с привлекательной клиенткой (что классический Марлоу сделал бы, не задумываясь) или с одной из девушек-хиппи. Он - моральный и физический импотент. Благородный и одинокий.
"Долгое прощание" - один из шедевров Олтмена. Небрежному остракизму подвергается не только герой фильма, но и сам канонический образ частного детектива, превратившегося из плохого парня в доброго чувака, о котором чуть позже снимут фильм братья Коэн (в основе сценария "Большого Лебовски" лежит как раз книга Чандлера о детективе Марлоу).
Вот знаменитый саундтрек из этого фильма.