Самое убедительное объяснение появлению «ведьм» дала исследователь истории маргинальных женщин Айвен Пауэр. Она писала, что ведьмами становились не девушки, а рано овдовевшие молодицы: удачно вышедшая замуж барышня, в молодом возрасте ставшая «соломенной вдовой» ( муж пропал на войне, в море) в время это было частое явление. При таком раскладе мужа нельзя ни отпеть , ни похоронить. И вот у этих соломенные вдов, понимавших, что в цветущей молодости навсегда лишены всех радостей замужней жизни, формировался жесточайший физиологический и психологический комплекс , базирующийся на сознании того, что они прокляты, а отсюда один шаг про мысли о дьяволе, который делал с ними то, что им больше всего хотелось. Эти женщины были самые презираемые, к ним первых домогались, они становились изгоями, искренне считавшими себя ведьмами.
Второй тип людей, которых преследовала инквизиция это- сумасшедшие, не получавшие никакого лечения в средневековье и жившие среди нормальных людей. Неадекватное поведение таких людей фактически приговаривало их к костру, но как бы жестоко это ни звучало, это был момент своего рода социального очищения. Фактически инквизиция брала на себя роль отбора.
И третий - были сознательные еретики, с проповедями о разрушении церквей, утоплении священников в крестильных чанах, или выступавших с «коммунистическими» лозунгами: все отобрать и поделить- жен, деньги, скот, зерно.
В основном же, было три лозунга, под которым выступали ереси:
1 возврат церкви к евангельской простоте, что означает гибель церкви как институции. Поскольку церковь не сможет накапливать богатства, строить соборы.
2 очистить церковь от разнообразных нововведений, что мешает церкви идти в ногу со временем: преподавать церковнику в университете, устраивать библиотеки, позволить мирянам чтение библии.
3 желание ввести нововведения это - начиная с адамитов , ходящих на четвереньках и жалобно скуливших «как в раю», и заканчивая безобидными внешне нововведениями, но разрушающими каноническое и церковное единство: не так молиться, не так провозгласить хвалы, иначе строить ритуал.