Все очень просто. Американцы называют этот свободный год между школой и вузом "Gap Year". И если б я прочитала нижеописанное лет 8 назад, после школы - никто бы не смог меня отговорить поступить именно так. На выпускников давят, заключают их во временные рамки принятия, возможно, самого важного решения в их жизни и лишь в редких случаях это приводит к чему-то хорошему. Читайте, впитывайте и радуйтесь возможности!
10.08.2015 Килина Мария (http://altermama.ru/)
Буквально на днях мы со знакомой девушкой обсуждали опять тему образования, и слово за слово проблема того, что только что закончивший школу подросток не знает куда податься, вылилась в то, что высшее образование не нужно вообще. Раньше я тоже так считала, но, к счастью, переросла это с годами :) Просто мне открылись новые возможности, которые дает высшее образование, оговорка – нормальное высшее образование, а у нас в стране пока (надеюсь) с ним, конечно, ощутимые проблемы. Хотя подвижки в лучшую сторону однозначно есть, т.к. по сравнению с тем временем, когда училась в университете я (в начале 2000-х), сейчас ситуация намного лучше. Узнала я об этом опять же из собственного опыта, т.к. в этом году вновь поступила в университет, потому могу сравнить. И сравнение это, что радует, определенно в лучшую сторону.
И если смотреть с той стороны, что высшее образование все-таки не лишнее, что ВУЗ действительно может быть не просто полезным, но и интересным для подростка, то возникает вопрос, который мучает многих: «Куда пойти?» или «Кем быть?». Я не знаю как вы, но я в 17 лет после окончания школы совершенно не знала, чем хочу заниматься во «взрослой жизни». По идее я уже была взрослой, но определенности никакой не было. Более того, в то время был бум так называемых престижных специальностей, в почете были экономисты и юристы, хотя сколько их плодить можно казалось бы, да и большинству студентов этих факультетов экономика и юриспруденция была просто-напросто не интересна. Так зачем спрашивается мы на них учились? И какими специалистами мы могли после этого быть? Посредственным офисным планктоном, не больше и не меньше. А разве можно быть счастливым, занимаясь тем, что тебя не вдохновляет? Мы же все-таки не роботы, дабы выполнять работу механически, а живые существа с собственными способностями и талантами. Но как их распознать к совершеннолетию, если, предположим, ни родители ни школа этого не сделали? И это огромная на самом деле проблема, но, как ни странно, западный опыт показывает, что с нею можно разобраться.
Однажды в Мумбаи я встретила молодого американца Райна, который путешествовал бекпекером целый год. Он мне поведал о такой традиции как брать год передыха после школы для того, чтобы в итоге определиться куда идти и кем быть. Для этого у них существует даже специальное понятие «gap year» или «taking a year off» — период времени (обычно год), когда молодые люди прежде чем куда-либо поступить после школы тратят его на саморазвитие и самоосознание. Как правило, этот год проводится в путешествиях или в волонтерских программах, чтобы набраться опыта реальной жизни, развить в себе новые качества, понять свой характер и свои пристрастия.
Монтсей, Энрике и Райн — испанцы и американец, которые взяли gap year для путешествий, изучения языка на практике и саморазвития.Есть мнение, что такая традиция пошла из Англии. Именно там в прошлом считалось, что человек, который не путешествовал, не получил полного образования.
В XVIII веке посещение европейских стран стало неотъемлемой составляющей образования английского джентльмена, причем образования в широком смысле — не только ума, но и души. Помимо приобретения определенных знаний, путешествие предполагало развитие вкуса, улучшение манер, усовершенствование навыков общения. А самое главное, оно было лучшим способом борьбы с их же собственными недостатками — предубеждением против всего чужеземного, отсутствием интереса к иным языкам и нравам, национальной замкнутостью и узостью мировосприятия.
На самом деле перечисленные предубеждения свойственны каждому народу, что весьма его ограничивает. И жители России не исключение. И если в XVIII веке путешествовать предполагалось в соседние европейские страны, то сегодня мир открыт гораздо шире, и я уверена, что просто преступно ограждать своих взрослых детей от такой возможности. К сожалению, в нашей стране такая традиция пока не развита. Заграничные же университеты зачастую даже поощряют тех абитуриентов, у которых есть опыт «gap year», потому как считают, что такие студенты привнесут ценные знания и умения в свою группу и университет вцелом.
Мнения из сети:
«Точно, мой собственный сын провел гап год, путешествуя по Юго-Восточной Азии сразу после университета, и это стало последним решающим аргументом в последствии при получении стипендии на PhD.»
«Провести ‘gap year’ в Китае — было лучшим решением, которое я когда-либо принимала в своей жизни. Я провела год, путешествуя по этой стране вместе с волонтерской программой ‘School Year Abroad’. Опыт этой поездки подарил мне возможности, о которых я даже не подозревала, я увидела мир, стала независимой, а главное научилась самостоятельно думать и принимать решения.»
Продолжение с главными положительными сторонами Gap Year: http://altermama.ru/alteredu/gap-year-god-posle-shkoly-vuz.html
Вдохновляет. Спасибо за историю, сохраню даже
Попробоваться на заочку, она позже. Правда, бесплатную сложнее найти. И работать. Или В следующем году ещё разок. ЕГЭ же действует.
Родителям сказать обязательно. Что бы там ни было после заветной фразы, не бойтесь :), всё разрешится.