Поведение пассажиров, конечно, изменилось. Wi-Fi появился до того, как мобильный интернет стал абсолютно доминирующей формой. Как раз в тот год, когда бесплатный Wi-Fi появился в московском метро в тестовом режиме и еще не был перегружен рекламой, это было действительно что-то революционное. Именно в этот год было зафиксировано, что больше половины людей выходят в интернет с мобильного телефона. Это было очень важным наблюдением для тех, кто проектирует контент.
Если вернуться к московскому метро и вообще тренду перехода на мобильный интернет, когда не ноутбук, а смартфон становится основным каналом доступа, то первое, что произошло – усиление эффекта расцепления. Представьте себе вагон метро, где совсем нет гаджетов. Это такая социальная драматургия, так называемый общий фрейм коммуникации, то есть общая ситуация, частью которой вы себя осознаете. Дальше каждый из играющих принимает участие в пьесе под названием «Сделай вид, что других людей тут нет». Мы каждый день принимаем участие в этой игре, стараемся садиться таким образом, чтобы находиться в как можно меньшей близости с другими людьми. Например, самыми выигрышными являются места в конце скамьи, потому что тогда вы только одним плечом будете упираться в сидящего рядом человека, или места, позволяющие частично перегородить выход. Так или иначе, это общий формат коммуникации. Когда не было гаджетов, людям было очень сложно, приходилось всячески имитировать отсутствие других людей в вагоне при помощи таких приспособлений, как книги. Потом читалки, потом имитация сна, когда не хочется уступать место. При этом никто не мог по-настоящему сказать, что он не здесь. Это то, что Ирвинг Гофман, создатель теории фреймов, называет «гражданским невниманием», то есть правилом активного игнорирования других людей в общественных местах. Это не только российская история.
Когда в московском метро появился Wi-Fi, это умение «не быть там, где вы находитесь», из плоскости драматургической, то есть изображаемой, перешла в куда более серьезную. Погружаясь в интернет, вы действительно уже не там. Активное «ненахождение» в том месте, где вы в какой-то момент находитесь как физическое тело, с появлением такого рода инновации перешло в другую фазу.
«Сделай вид, что других людей тут нет» Ахаххах. Классный ответ!
Изменения есть - спору нет. Но они не особо критичны. По крайней мере, я так считаю. Разве что стало поменьше разбросанных газет, что по утрам раздают на входе в вестибюль, в вагонах.