Это напрямую связано с Второй Мировой войной как с огромным опытом, на который нужно было ответить, так и с ситуацией молодого поколения, потому что молодое поколение всегда важно в такие моменты. Режиссеры 60-х годов застали войну в детстве или в молодости. Это был какой-то опыт, на который нужно было отвечать и который нужно было осмыслить. Если говорить, например, про Францию – это 60-ые годы. В Италии все началось раньше – в 50-е годы. И именно итальянские режиссеры дали необходимый толчок. Они предложили принципиально иную схему кино, отчасти подготовленной киноэстетикой 1930-х годов; поиски этой схемы были вызваны во многом экономическими трудностями; при том, неореализм, как и любое другое мощное движение в искусстве, ограничивался не только Италией. Даже во франкистской Испании в 1950-60-ые снимают неореалистические фильмы и там были свои значимые режиссеры, работающие в схожей эстетике, причем, это не эпигонство и не стремление в подражании, а собственная попутка осмысления испанской реальности
Таким образом, они демонстрируют, что кино можно снимать принципиально иначе – это во-первых. Во-вторых, к 50-ым годам кинематограф существует уже порядка шестидесяти лет. Ширится движение киноклубов. И в рамках этого движения вдруг происходит переосмысление некоторых систем ценностей. В 50-ые годы заново открываются многие режиссеры и фильмографии, которые ранее считались маргинальными, как, например, Жан Ренуар или Жан Виго, встречавшие в 1930-ые годы сильное негодование и непонимание у публики.
Таким образом, итальянские опыты, киноклубы, переосмысления кинематографического опыта, переоткрытия фильмографий подзабытых и непризнанных ранее режиссеров: во Франции, в Германии, в США и в других странах
По всей Европе это такая эпоха Буби-бума, когда огромное количество молодых людей, которые, с одной стороны, не имеют военного опыта, с другой стороны – он над ними тяготеет, они должны как-то его осмыслять. И они понимают, что старое кино не удовлетворяет их вкусов. Нужен новый язык чтобы выразить опыт новой жизни. И поэтому в 50-е, 60-е и 70-е годы последовательно происходят революции во всех странах, которые начинаются в Италии и в итоге доходят до Германии и Соединенных Штатов. При этом мы обнаружим новое Польское кино, новое Чехословацкое кино, новое Венгерское кино. Наконец, новое Советское кино, которое увидят по всему миру
И вместе с тем происходит процесс деколонизации и окончательный распад колониальных империй. Тоже сложный вопрос, насколько процесс деколонизации прошел успешно, но происходит переоткрытие Азии, переоткрытие кинематографа Латинской Америки, переоткрытие кинематографа таких периферий, как Испания (потому что Луис Бенуэль возвращается в Испанию); переоткрытие кинематографа Японии, Китая, Индии (Бенгалии прежде всего). Осуществляются социальные процессы, гендерные процессы, процессы искусствоведческого толка, которые дают о себе знать и начинается взрыв революции в кино. И все это превращается в такую критическую массу, что кинематограф становится во многом позиционен тому, что снимается прежде. Выходят цветные киноленты, но многие кинематографисты совершают отказ в пользу черно-белой пленки и черно-белой эстетике, которая иначе работает с реальностью. Вместе с тем переоткрываются многие теории 20-х годов, которые на тот момент считались глубоко закрытыми, хотя и сейчас они довольно актуальны