В упомянутом смысле, конечно, нет — не могут. Произведение изобразительного искусства — это вещь (или среда) со своими физическими параметрами. Последние непосредственно участвуют в создании художественного сообщения, которое мы получаем в прямом контакте с арт-объектом. Опыт мультимедийных выставок в этом отношении несет в себе не больше ценности, чем изучение мировой литературы по пересказам. Результат и того и другого — знание сюжета, знакомство с произведением искусства как с неким перечнем деталей. Встреча с искусством ничего общего с подобной инвентаризацией не имеет. — Это духовное приключение, глубоко личный, неповторимый опыт. Мультимедийная выставка оставляет для приключения не больше свободы, чем телевизионное путешествие. Цифровая экспозиция скроет от вас дыхание пейзажей Моне, чьи живые рельефные мазки, реагируя на свет, создают движение на полотне. Вы не найдете себя в зеркальных картинах Пистолетто и не потеряетесь в многомерном пространстве врубелевского Шестикрылого Серафима, не посидите в тени Большой глины Урса Фишера и не переживете мгновение невесомости при первом взгляде на нее, не узнаете, что чувствует человек, который обернулся, будто его окликнули, — и увидел Пьету Микеланджело, а в виртуальной прогулке по Ледяной пещере Александра Пономарева вряд ли задумаетесь о магии красоты при низких температурах. Иными словами, на мультимедийной выставке ваше восприятие не выйдет за рамки обыденного — мир останется прежним. Искусство — это возможность прорыва, шанс освободиться от шаблонов и оказаться за пределами любых ограничений. Виртуальная выставка, с ее редукцией бесконечного многообразия эстетического опыта к набору сценариев цифрового интерфейса, вступает в конфликт с природой экспонируемых произведений.