Если и не наиболее полно, но наиболее точно и понятно на этот вопрос отвечает НЛП.
В рамках подхода нейро-лингвистического программирования существует несколько моделей описания тех или иных психологических процессов, связанных с ними элементов поведения(в том числе речи) и способов их использовать. Многие из них имеют прямое отношение к коммуникации и взаимопониманию.
Приведу примеры.
1. Довольно широко известные визуалы, аудиалы, кинестетики, логики
Люди используют с разной частотой и важностью разные типы восприятия и обработки информации. Визуалу будет в первую очередь важно то, как телефон выглядит, аудиалу его звуковые характеристики, кинестетику, ощущения в реке, логику цена и фунционал.
В этом примере если визуалу рассказывать о том как какой телефон крепкий это будет нарушением принципа говорить на языке человека.
2. Люди разговаривают и рассуждают на разных уровнях абстракции. Кто-то перечисляет много деталей, кто-то говорит об абстрактных ценностях.
Например человек может говорить о деталях того что в телефоне есть, о простых действиях, либо же говорить о его функционале, а может говорить словами "это прорыв и инновация". Это разные уровни и разные языки.
3. Существует невербальнная часть общения и она тоже может быть отнесена к языку человека. Это и эмоции и состояния сопровождающие речь.
Если в разговоре на некую тему один человек говорит быстро и радостно, а другой медленно и печально - это так же будет несовпадение "языков".
Помимо этих трех простых примеров есть и еще.
Говорить понятными для человека словами, использовать те же методы, что и собеседник, то есть подстроиться под ситуацию и сделать так как вам самому чуждо. Выражение может носить как негативный, так и позитивный характер.