Деятельность Росгвардии регулируется следующими основными правовыми актами - Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации".
Согласно этим актам, на войска национальной гвардии (работу которых организует Росгвардия как федеральный орган исполнительной власти) возложены следующие задачи:
участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях;
участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
участие в территориальной обороне РФ;
оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы РФ;
контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
Таким образом, у войск Росгвардии есть конкретная сфера компетенции.
Что касается конкретных полномочий, которые имеются у войск национальной гвардии, то основные подробно перечислены в статьях 8 и 9 Федерального закона "О войсках национальной гвардии РФ". Среди них можно выделить в частности следующие полномочия:
требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;
проверять документы, удостоверяющие личность, при подозрении гражданина в совершении преступления, административного правонарушения, либо нахождения его в розыске, либо при наличии оснований для задержания;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия;
доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью;
производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;
производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;
требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;
беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их;
выдавать лицензии на осуществление частной охранной деятельности;
осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций;
охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций;
останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения;
пресекать массовые беспорядки в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях.
Также у сотрудников войск национальной гвардии есть определенные полномочия по поддержанию режима чрезвычайного положения, военного положения, контртеррористической операции (ст. 15 закона).
Сотрудники войск национальной гвардии вправе применять следующие меры принуждения: задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах (о лицах, владеющих оружием, и о лицах, имеющих удостоверение частных охранников).
Подробные основания для применения каждой меры прописаны в статьях 10-14 Федерального закона "О войсках национальной гвардии РФ". Содержание этих статей достаточно большое и подробное, но в общем можно очертить границы применения мер принуждения следующими ситуациями - они могут применяться при подозрении лица в совершении преступления или административного правонарушения, а также для обеспечения общественной безопасности, для обеспечения сохранности и спасения жизни и имущества граждан.
В целом алгоритм поведения при общении с сотрудниками Росгвардии ничем не отличается от алгоритма общения с сотрудниками полиции или других правоохранительных органов. Не стоит оказывать сопротивления действиям сотрудников Росгвардии (особенно физического), но общаться с ними нужно вежливо и уверенно, просить предъявить служебное удостоверение, сообщить ФИО и должность, а также сообщить основания применения принудительных мер. Если у вас есть основания полагать, что принудительные меры осуществляются незаконно, в нарушение оснований, определенных в Федеральном законе "О войсках национальной гвардии РФ", то действия национальной гвардии можно обжаловать.
Надзор за деятельностью войск национальной гвардии осуществляет прокуратура, поэтому с жалобами можно обратиться к ней. Также незаконные действия сотрудников национальной гвардии всегда могут быть оспорены в судебном порядке.
Очередные дормоеды
мусора безвольные они