Позвольте мне задать встречный вопрос: "А вы в кого верите - в Бога или священнослужителей?" Библия говорит, что "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). Мы все грешные люди, нет настоящих праведных и среди тех людей, которых Бог наделил властью и влиянием на окружающих для того, чтобы они учили людей жить по законом Божьим.
Действительно, многие стали использовать данные им полномочия для собственных корыстных целей, потому что деньги однозначно оказывают большое влияние на всех нас. Поскольку личные финансовые привычки всесторонне представляют ценности человека, можно сказать, что деньги «затрагивают» его духовную жизнь. Именно по этой причине Библия не раз упоминает о финансах.
Вспомните Иуду. История Иуды - это предостережение тем, кто, подобно ему, обманывает священное доверие. По натуре Иуда был очень сребролюбивым человеком, но все же не настолько низким, чтобы сделать подобное. Однако он поощрял в себе злой дух жадности до тех пор, пока она не стала основным мотивом его жизни. Любовь к деньгам победила в нем любовь ко Христу. Сделавшись рабом одного порока, он отдался сатане и стал способен на любой грех.
Иуда присоединился к ученикам, когда множество людей уже шло за Христом. Учение Спасителя трогало их сердца; они завороженно слушали Его в синагоге, на берегу моря, на склоне горы. Иуда видел, как больные, хромые, слепые устремлялись к Иисусу из городов и деревень. Он был свидетелем всемогущества Спасителя: умирающих клали к Его ногам, - и они поднимались. Иисус исцелял больных и одержимых бесом, воскрешал мертвых. Иуда сам являлся доказательством силы Христа: он признал, что учение Христа превосходит все, что случалось ему когда-либо слышать. Он любил великого Учителя и хотел быть вместе с Ним. Он стремился изменить свой характер и свою жизнь и надеялся добиться этого путем общения с Иисусом.
Спаситель не отверг Иуду. Он принял его в число двенадцати учеников. Он доверил ему работу благовестника и наделил силой исцелять больных и изгонять бесов. Но Иуда так и не смог полностью покориться Христу. Он не избавился от своих мирских устремлений и не победил любовь к деньгам. Хотя он и занял положение служителя Христа, но не покорил себя Божественному влиянию. Иуда считал, что может иметь обо всем собственное мнение и развивал в себе склонность осуждать и обвинять.
Иисус не зря поставил его казначеем. Он видел пороки Иуды и поставил его в такое положение, которое могло бы помочь Иуде увидеть их и избавиться от них. Будучи казначеем, он был призван заботиться о нуждах учеников, а также помогать бедным. Когда в пасхальной горнице Иисус сказал ему: "Что делаешь, делай скорее" (Ин. 13:27), ученики подумали, что Иисус распорядился о покупке всего необходимого для праздника или милостыни бедным. Служа другим.
Иуда имел возможность развить в себе бескорыстие. Но, ежедневно слушая Христа, будучи свидетелем Его праведной жизни. Иуда продолжал потворствовать своей алчности. Небольшие суммы денег, попадавшие в его руки, были для него постоянным искушением. Часто, оказывая Христу услугу или посвящая время благотворительным делам, он сам оплачивал себе этот труд из тех скудных средств, которые были ему доверены, причем находил достаточно предлогов для самооправдания. Но в глазах Божьих он был вор.
Есть в Священном Писании много текстов, повествующих о том, что еще в древние времена некоторые священники выбирали выбрали служить не Богу, но маммоне. В Своей нагорной проповеди Иисус сказал:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24).
Само по себе слово маммона не означает зло. Это не синоним слова «сатана» или «дьявол», как думают некоторые. Это арамейское слово, заимствованное авторами Нового Завета, обозначает процветание или материальное благополучие. Многие современные переводы используют вместо него слово «деньги». Злом является служение маммоне.
«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1-е Тим. 6:10).
Вот, что говорит о сребролюбивых служителях Господь:
"Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» (Мих. 3:11).
"Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника - все действуют лживо" (Иер. 6:13).
"Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них" (Иез. 22:26).
"Пророки его – люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон" (Соф. 3:4).
При этом нужно вспомнить, как Христос учил:
"Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мф. 23:1-10).
Иисус осуждает таких священнослужителей. И суд начнется прежде всего с дома Божьего, то есть с тех, кто называл себя христианами. Кому было дано больше ответственности, с тех и спрос будет больше. О чем же идет речь в этих стихах? Предания и толкования закона стали также важны для фарисеев, как и сам закон. Не все их правила были плохи, многие были полезны. Проблема состояла в том, что религиозные лидеры:
Иисус вновь обнажил лицемерные побуждения религиозных вождей. Они знали Писание, но не жили по нему. Они заботились не о том, чтобы быть праведными, а о том, чтобы выглядеть такими и стяжать восхищение и похвалы окружающих. Сегодня многие люди, подобно фарисеям, знают Библию, но не позволяют ей изменить их жизнь. Они говорят, что следуют за Иисусом, но не живут по Его заповедям любви.
Быть религиозным лидером в Иерусалиме того времени значило совсем другое, нежели быть пастором или священником в современном обществе. Религиозные вожди были самыми известными, влиятельными и уважаемыми людьми в Израиле. Иисус обвинял их так сурово, потому что жажда власти, денег и почета заставила их потерять из виду Бога, и эта слепота могла распространиться на весь народ.
Иисус порицал религиозных вождей за то, что они, стараясь казаться праведными и чистыми внешне, внутри оставались полны нечистоты и жадности.
"Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства" (Лк. 11:39).
В другом месте Библии мы находим такие слова Христа:
"Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф. 5:20).
Фарисеи считали себя детьми Авраама и хвалились полученными пророчествами Господними; однако это не уберегло их от себялюбия, злобы, алчности и самого низменного лицемерия. Та же опасность существует и сегодня. Многие считают себя христианами просто потому, что придерживаются определенных богословских догм. Но они не воплощают истину в практическую жизнь.
Они не верят в нее и не любят ее, и поэтому они не получают силы и благодати, которые даются через освящение истиной. Люди могут исповедовать веру и истину, но если это не делает их искренними, добрыми, терпеливыми, сдержанными и духовными, то вера становится проклятием для них, а через них — проклятием миру.
"Праведность, которой учил Христос, — это подчинение сердца и жизни воле Божьей. Грешники могут стать праведными тогда лишь, когда они верят в Бога и поддерживают живую связь с Ним. Тогда подлинное благочестие возвысит их помыслы и облагородит жизнь, тогда внешние формы религии будут соответствовать внутренней чистоте христианина, тогда обряды, составляющие часть служения Богу, перестанут быть бессмысленными, как у лицемерных фарисеев" (Желание веков, с. 309, 310).