В последнее время, увы, учителями/педагогами ВУЗов/частными специалистами становится всё большее количество людей, которым эта профессия противопоказана. Как студенту театрального ВУЗа учиться у несостоявшихся в прошлом актёров? Как учиться в языковых школах у людей с уровнем B2? Но, конечно, и среди мусора попадаются единичные случаи, когда педагог имеет право носить звание "мастер". Когда он понимает, для чего к нему пришёл ученик, понимает задачу, которая перед ним стоит и, что САМОЕ главное, способен достичь РЕАЛЬНОГО результата. Увы, проучившись 4 года в театральном ВУЗе, я был ужасно разочарован всеми, за редким исключением, педагогами. И каждый год тысячи взрослых людей стоят у стен моего (и не только, это относится практически к любому современному российскому ВУЗу) института, и жаждут получить то, чего им там дать не могут.
Самообразование - не выход, т.к. ты не можешь научиться практической профессии (любой) без человека, который покажет тебе всё "живьём". Самообразование может толкать тебя дальше, но без качественного старта ты обречён...
Как, по-вашему, можно решить эту проблему? Строжайшим отбором в педагогические ВУЗы, включая собеседование (а лучше - два)? Повышением заработной платы учителей? Проблема более чем острая, и касается обучения не только взрослых, но и подростков, и детей. Спасибо.
Ваш вопрос, в действительности, состоит из двух разных вопросов. Давайте есть этого слона по кусочкам:
К сожалению, такое бывает. Во-первых, если поведение учителя говорит о его вопиющей некомпетентности - стоит попробовать поменять учителя. Если таковых в вашем учебном заведении большинство - по возможности, смените учебное заведение. Во-вторых, даже в случае практических профессий, есть возможность дополнять свое образование самыми разными онлайн-курсами, среди которых есть много бесплатных. Есть и платные оффлайн-курсы в огромном количестве - в том числе, связанные с актерским мастерством. Однако должен заметить, что если реальное образование вы получаете где-то на стороне - встает вопрос о том, что вы вообще забыли в вашем ВУЗ-е. Дипломы сейчас ценятся низко.
К сожалению, упомянутый вами тщательный отбор в педагогические ВУЗ-ы не решит эту проблему приблизительно никак. Беда в том, что зачастую вполне прилежно учащиеся в педагогических ВУЗ-ах люди становятся посредственными педагогами. Прямое увеличение зарплат также мало изменит ситуацию - плохо работающие педагоги только укрепятся в своем положении и будут считать, что все в порядке, раз им начинают доплачивать. Проблема кроется в давней и глубокой оторванности педагогики в России от реальности. Учителя завалены часами, отчетностью и спорными KPI (результаты ЕГЭ и т.н. "качество образования" в школе и публикационная активность в ВУЗ-ах), они не считают необходимым совершенствоваться, связь с реальными достижениями учеников утрачена напрочь. При этом институт так называемых "программ повышения квалификации" жутко формализован и несет очень мало реальных изменений. Помочь могла бы комплексная реформа системы образования - реформирование ВУЗ-ов (как педагогических, так и профессиональных) и их программ, полное переосмысление программ повышения квалификации, стимулирующие надбавки, повышение престижа профессии учителя и преподавателя (в том числе за счет повышения зарплат, да, но выборочно), цифровизация образования, разгрузка учителей и преподавателей от ненужной и бессмысленной отчетности и ответственности, формирование сообществ педагогов. И даже эти меры, прямо скажем, дадут результаты совсем не сразу.