Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как целые страны могли терпеть государей – фанатиков, тиранов и просто сумасшедших?

ИсторияПолитология+1
Андрей Арсенович
  ·   · 1,3 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 18 июл 2018

Я бы обратил внимание на один важный аспект, который редко берется во внимание. А именно: легитимация правителя в глазах народа (то есть массы простых людей, не вовлеченных в процессы управления и занятых низовыми экономическими процессами) зачастую производится не посредством юридических процедур, например, голосования электоров, а посредством "узнавания" в нем настоящего подлинного государя. (Кстати, в Москве "государь" со времен Ивана III - это полноценный титул, аналогичный царю или каану, хотя в современном языке "государь" - это синоним слова "правитель"). Признание, "узнавание" правителя происходит благодаря соответствию его образа доминирующим в данном месте и времени ожиданиям.

Что это значит? Это значит, что если народ, например, хочет "сильную руку", то проявление деспотизма будет воспринято как признак подлинности правителя.

А народ в преобладающем количестве случаев хочет именно "сильную руку". То есть упрощения выбора, простых стандартов и правил, а также, о ужас!, обязательной кары для "плохих" бояр и советников, словом, текущей элиты, с которой ему, народу, приходится постоянно сталкиваться. Именно поэтому в тех случаях, когда крестьянские войны поднимали на самый верх народных представителей, устанавливались едва ли не самые жесткие и кровавые режимы в истории. В качестве примера можно привести Мюнстерскую коммуну (1534-35), где пришедшие к власти анабаптисты установили более жесткий режим, чем их предшественники, да к тому же лидеры коммуны объявили себя царями и пророками.

Примерно то же самое можно отнести и к другим девиациям. Иногда от правителя ждут фанатизма, а его сумасбродство служит признаком его адекватности (как бы абсурдно это ни звучало).

И для того, чтобы какой-то условный народ сорвался и поднял бунт против своего правителя, последний должен проявлять неслыханную жестокость. Что на деле случается крайне редко, потому что правители в основном обладали и обладают каким-никаким чувством самосохранения.

Наличие или отсутствие правдивой информации не имеет значения. "Правды" в отношении правителей вообще не существует, а массы никогда не действуют рационально. Именно поэтому в народной среде куда более значимыми было понятие ритуальной чистоты правителя. И для свержения правителя нужны были не объективные знания и оценки его деятельности, а навет, устойчивый слух, превращающий настоящего царя в глазах масс в ненастоящего. В качестве примера можно привести навет на императрицу Александру Федоровну, немку по происхождению, которую облыжно обвиняли в работе на германскую разведку. Именно этот слух и стал триггером русской революции 1917 года.

историк, докторант университета Фрайбурга по специ...  · 10 окт 2016
Т.к. в вопросе написано "государей", то предположу, что речь идет об эпохе до XX в., и даже возможно именно совсем о древности. Хочу обратить внимание на тот факт, что о том, что эти государи были тиранами и сумасшедшими нам... Читать далее
Программист, разработчик ПО.  · 18 июл 2018
Власть подобных людей складывалась не за один день, как правило она передавалась по наследству и опиралась на армию и религиозные устои: например, царь/император в России был не просто правителем, а "помазанником божьим". Если... Читать далее
Услуги населению  · 9 окт 2016
Терпели, потому что у подобных тиранов была поддержка армии. И перевороты были, причем часто организованные теми же самыми военными. И покушений на подобных тиранов обычно бывает целая череда, с переменным успехом. Ну а вообще... Читать далее
голодный братишка  · 14 дек 2018
У диктатора в окружении много преданных людей, которые сдают ему тех, кто пытается организовать свержение диктатора. Потенциального зачинщика убирают, пока тот не успел ничего сделать. Толпа несогласных без вожака - просто... Читать далее