Начать ответ стоит с факта, вероятно многих разочарующего: ниндзя в таком виде, как они представляются большинству — изобретение послевоенной Японии, мифологизированное в медиа. Настоящий исторический ниндзя или синоби — термин, появляющийся в конце четырнадцатого века и обозначающий разведчика или шпиона.
Ниндзя действовали в большинстве в период Сэнгоку, период воин, и постепенно исчезают в мирный период Эдо (Токугава). Тогда же появляются трактаты о ниндзя и «искусству скрытности» ниндзюцу, но те могут отходить от историчности, подобно тому как в период Эдо оформилось представление о самурайском «пути воина» бусидо.
С реставрацией Мэйдзи и расфомированием самураев полностью прекращается традиция ниндзя, и лишь в пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века ниндзя переизобретаются вместе с изобретением новых боевых искусств приписываемых ниндзя и придумыванием аттрибутов, как несуществовавший меч «ниндзято».
Возвращаясь же в период Сэнгоку: ниндзя — род деятельности, а не страта, коих в Японии формально было четыре (плюс две-три неформально). Ниндзя мог быть самураем, мог быть крестьянином. Некоторые кланы, как например из города Ига, преуспели в ниндзюцу, но они продолжали быть самурайскими, а не какими-то ниндзя–кланами.
Человек, который получал де-факто профессию ниндзя изначально мог быть тренирован совершенно по-разному, и обучаться в самой разной школе владения мечом. Ниндзюцу — «искусство скрытности» накладывалось поверх изначальных знаний и было принципами ведения разведывательной, внедренческой и подрывной деятельности.
Ниндзюцу вопреки современному мифу не включает в себя боевые искусства. Поскольку трактаты о ниндзюцу писались уже в большинстве своём в период Эдо, то часто довольно сложно понять насколько они соотносятся с практиками ниндзя в период Сэнгоку, а насколько они являются ностальгическими фантазиями автора.
Ниндзюцу может включать навыки по проникновению во вражеский замок путём обмана или путём скрытности, навыки по перемещению в темноте и ориентации по звёздам, навыки по созданию взрывчатых веществ, ловушек и ядов, уничтожению замков, навыки по разведывательной и даже контрразведывательной деятельности.
Многое из практик может пересекаться с магическими, даосскими, буддистскими и синтоистскими практиками. Иногда магия объясняется на практике, так встречал упоминание практики поймать лягушку, пометить её тушью, отпустить, и начать операцию когда она вернётся, таким образом мотивировалось терпение.
Среди психологических приёмов встречались упоминания по отношению к ниндзя различной «социальной инженерии», так например встречался совет во время проведения операции нести с собой любовное письмо, чтобы при провале операции сойти за любовника, а не шпиона, и уйти просто побитым, а не убитым.
Встречал упоминания мнемотехник — наличие письменного документа при провале операции могло привести к негативным последствиям вплоть до раскрытия своего хозяина, ниндзя тренировались запоминать большие объёмы информации. Или например чуть выше упомянутая навигация включала запоминание звёздного неба.
Михаил, спасибо вам за прекрасный ответ!