Самое важное - нужно изначально особым образом видеть и чувствовать мир. Я нарочно не пишу "уметь", потому что считаю, что этому нельзя научиться, во всяком случае точно не традиционными методами.
Я согласен, что с помощью эстетического воспитания эстетическое восприятие можно развить, но должна быть изначальная основа. И основа эта довольно хитрая.
Неприятный пример. Горожанин приехал в деревню на отдых и случайно оказался свидетелем, ну скажем, забоя свиньи. Деревенский житель относится к процессу относительно спокойно. А городской - нет. Для него забой свиньи - это акт жестокости, это его глубоко потрясает.
Я сейчас условно роли разделил, но понимаете, да? - разные люди могут видеть в одной и той же реальности совершенно разные вещи.
Чтобы стать художником нужно в первую очередь иметь способность глубоко впечатляться реальностью.
В первую очередь - красотой и гармонией, но не обязательно только ими. Другой пример - гуляете вы по городу и вдруг видите, как в переулке подростки бьют парнишку. Можно в этом ничего такого не увидеть, можно в этому увидеть просто драку, можно административное правонарушение, а можно увидеть в этом (и в том, что другие проходят мимо) нарушение справедливости мира - штуку, с которой невозможно мириться.
Художник имеет совершенно особую - тонкую и глубокую - систему восприятия мира, при сравнении реальности с которой он просто не может оставаться равнодушным. Причем не важно совпадет реальность с его картиной или не совпадет - художник все равно впечатлится - либо красотой, либо недостатком красоты.
С моей точки зрения, еще раз, этому нельзя научить - в том смысле, что этому нельзя научиться методом заимствования. И нельзя этому научиться, механически просматривая 500100 примеров.
Но "стать" художником, если человек изначально не художник, я считаю, все-таки можно. Но для этого нужен экстремальный эмоциональный опыт. Такой, который мог бы перевернуть систему ценностей. Такой, чтобы он делал человека уязвимым и ранимым. Ситуация близкая к гибели, глубокая трагедия, война, предательство близкого человека, гениальное открытие, рождение ребенка - для каждого свое.
Вот эта врожденная или приобретенная способность - и есть одновременно дар и проклятие. Поэтому на вопрос почему он пишет художник отвечает "по-другому не могу". Художник не может "развидеть" мир обратно.
Но это не всё. Способности впечатляться мало.
Нужна равная по силе потребность это впечатление выразить.
Она тоже есть не у всех. Я не говорю о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Но художник - это всегда тот, кто не может оставить внутри свое переживание, художник почти на физиологическому уровне жаждет переместить свои переживания изнутри себя наружу. И это не про потребность в публике. Это как стон гурмана, когда он пробует великолепное блюдо. Это как невозможность удержаться от танца, когда слышишь зажигательную музыку -
https://youtu.be/xhefkS2pZfEВот тут я тоже не уверен, что это можно освоить с нуля - развить можно, но если человек изначально комфортен с "перевариванием" эмоций внутри себя, то у него не будет потребности творить. Как развивать? Опять же через осознанную уязвимость. Общаться с раскованными людьми.
Обратите внимание - во всем, что описано выше нет желания. Есть "впечатлительность" и "экспрессия".
Непреодолимая потребность выразить неизбежно приводит к необходимости выбрать "медиум", "субстрат" и дальше уже, действительно, дело техники, дисциплины и желания.
Сугубо мое личное мнение.