Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как скажется на нашем обществе декриминализация побоев в семье?

ОбществоРоссия+2
Кристина Голомидова
  ·   · 3,3 K
К.ю.н., директор Центра "Насилию.нет"  · 27 янв 2017

У нас сейчас нет специального закона о домашнем насилии, который есть во всех цивилизованных странах. Надо понимать, что этот закон направлен не только на правовое регулирование, а именно на изменение социально-культурной модели поведения людей, где насилие является нормой. Сейчас у нас в обществе очень сильны стереотипы и мифы о том, что это «дела семейные, а сор из избы не выносят», что женщина сама виновата или же женщина сама спровоцировала. И конечно же, когда законодатели нанесение побоев переносят из категории преступления в категорию правонарушения, то в восприятии обывателя это встает в один ряд с неправильно припаркованной машиной, поскольку к КоАПу у нас серьезно никто не относится. 

Если говорить про правовые аспекты, то за нанесение побоев будет административная ответственность, то есть предусмотрен, например, штраф. Тут нужно понимать, что за редким исключением, все-таки деньги будут выниматься не из кармана обидчика, а из семейного бюджета. То есть перед женщиной будет вопрос – либо отдать деньги государству, либо потратить на семейные нужды. Если говорить про второй повторяющийся случай нанесения побоев, про уголовную ответственность, то это будут дела частного обвинения, где пострадавшей женщине надо будет самостоятельно идти в мировой суд, принести доказательства, доказывать в суде вину обидчика. Это требует много времени, это требует специальных знаний УПК, то есть это очень трудная процедура. И именно поэтому можно сказать, что и так очень высокий уровень латентности подобных преступлений, сейчас это порядка 80%, будет еще расти. Другими словами, порядка 80% жертв у нас не говорят о том, что случилось, и еще меньшее количество людей доходят до полиции, и еще меньшее количество дел доходит до суда. То есть будет рост молчания. И вот сейчас, когда мы всячески тратим все свои ресурсы, чтобы донести до людей, что нельзя молчать, что стыдно должно быть тому, кто наносит побои, а не тому, кто пострадал – наше законодательство задает совершенно обратную тенденцию. Мизулина говорит о том, что насилие не такое уж и насилие, что нормально применять насилие в воспитательных целях, что, конечно же, дико говорить в 21 веке.

Касаемо уровня насилия в домашних семьях, тут нужно понимать, что из-за отсутствия закона о домашнем насилии, у нас нет и понятия о домашнем насилии. Мы не можем посчитать то, чего не существует. И та официальная статистика, которую представило МВД, не отображает полной картины, поэтому вполне вероятно, что это будет показатель не количественный, а будет, как говорилось ранее, еще меньшее количество людей будет об этом сообщать. Людей будут избивать по квартирам, по домам, а они будут об этом молчать, они не будут сообщать, они будут считать, что это норма, и нанесение побоев будет переведено в категорию норма.

В домашнем насилии есть три основные уязвимые группы. Больше 80% - женщины, более 90% - женщины плюс дети и третья уязвимая группа – это пожилые люди. Нужно понимать, что их оставляют без какой-либо защиты, потому что пожилой женщине или пожилому мужчине практически невозможно самостоятельно пройти весь этот путь, а тем более, когда, например, сын злоупотребляет алкоголем и отбирает пенсию, понятно, что тот же штраф будет уплачиваться из отобранной пенсии, а за решетку никто не захочет отправлять своих детей. Если говорить про мужчин, то они чаще подвергаются насилию психологическому, нежели физическому. Даже если говорить про официальную статистику физического насилия, то мужчины – это порядка 5% всех случаев.

Для противостояния этому гражданское общество должно сделать все то, что делает гражданское общество во всех других странах, поскольку домашнее насилие – явление международное и затрагивает все слои населения. Существуют две меры противостояния, идущие рядом и параллельно друг с другом. Во-первых, необходимость принятия закона о домашнем насилии, во-вторых, надо менять социально-культурную норму поведения. Важно, когда известные люди обращают на это внимание, например, недавно в Facebook свою историю опубликовала актриса сериала «Кухня» Елена Ксенофонтова. Люди должны понимать, что виноват всегда обидчик, нужно не стыдиться и нужно поддерживать тех, кому тяжело. Потому что одна из ключевых стратегий – это изоляция жертвы от своего привычного окружения. Нужно понимать, что насилию не должно быть никакого оправдания, что бы не случилось. Всегда виноват обидчик, всегда виноват тот человек, который не уследил за своими руками или ногами.

"Если говорить про правовые аспекты, то за нанесение побоев будет административная ответственность, то есть... Читать дальше